Какова роль поэта и назначение поэзии в лирике пушкина
5-9 класс
|
А. С. Пушкин - первый в русской литературе, кто ради права быть поэтом
отказался от всякой государственной службы и полностью посвятил себя
искусству. Уже по этому можно судить, насколько важно для него было
определить, каково назначение поэзии и какова роль поэта. В лицейские
годы под влиянием лекций профессора Куницына, бесед с Чаадаевым и
будущими декабристами он видит это назначение в служении идеям свободы и
уничтожения всех форм рабства. Эта мысль звучит уже в раннем
стихотворении "Лицинию". В оде "Вольность" Пушкин определяет позицию
поэта следующим образом:
Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.
В
это время сильна гражданская позиция Пушкина. Он мечтает, как и вся
прогрессивная молодежь того времени, о переустройстве России, об
освобождении народа из рабства, отмене крепостного права. В его
творчестве преобладают романтические мотивы.
В 1823 году поэт
переживает творческий кризис. Происходит ломка мировоззрения,
романтические взгляды сменяются реалистическими. В этот период
появляется стихотворение "Свободы сеятель пустынный", которое
предваряется библейскими строками: "Изыде сеятель сеяти семена своя".
Назначение поэта - сеять добро, но лирический герой - пророк - отвечает
творцу: "... Потерял я только время, благие мысли и труды... " Главным
своим назначением поэт видел освобождение людей, однако людям его дары
не нужны - им не нужна свобода. Слова поэта звучат издевательски:
Паситесь, мирные народы!
Мирные
народв в данном случае не означают людей, живущих в мире, а скорее,
смирение со своим положением рабов. Поэт не хочет служить тем, кто
отказывается действовать, предпочитая влачить существование в стаде. "К
чему стадам дары свободы? ". И раз так, то и поэты им не нужны.
В
1826 году поэт пишет стихотворение "Пророк", в котором говорит о
божественной сути поэзии, а поэта провозглашает пророком, несущим в мир
божественную волю. Превращение поэта в пророка происходит не сразу, а
постепенно:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился.. .
Образ
пустыни осмысливается поэтом иначе. Под пустыней поднимается бездушная
толпа, не способная понять человека, поэта, утолить его духовную жажду.
Эта
пустыня еще и потому так мрачна, что лирический герой одинок в своих
поисках неких высших истин. От других людей его отличает духовная
работа. Явление шестикрылого серафима происходит тогда, когда лирический
герой почти обессилел от духовной жажды. И вот тогда начинается
метаморфоза:
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, -
И их наполнил шум и звон.. .
Высокое
предназначение поэта-пророка требует жертв. С пылающим углем в груди он
не должен забывать о своей миссии. И вроде бы все дано лирическому
герою, но нет еще главного - не коснулся его ушей глас творца: "Как труп
в пустыне я лежал... "
В итоговом для темы поэта и поэзии
стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный... " Пушкин видит
свою заслугу в том, что в "жестокий век" "восславил.. . Свободу и
милость к падшим призывал". Он не учил людей, не проповедовал - он
пробуждал "чувства добрые" в их душах, стремился дать им импульс к
самосовершенствованию, пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой
душе. Это и есть пушкинская формула миссии поэта и поэзии.
Другие вопросы из категории
1) От какого лица повествование ?
2) Перечислите главных героев.
3) Как относится главный герой к своей няне ? Какое событие в детстве заставило его по-новому взглянуть на нее ?
4)Какое влияние на мальчика имеет Карл Иваныч ? Как отомстил Карл Иваныч отцу и за что ?
5) Почему Наталья Савишна решила не брать вольную ? Одобрите ли вы ее решение ? Почему ?
Читайте также
а) Творчество начинается с романтизма
б) Центральная тема лирики-одиночество и странничества
в) Подражание Байрону
г)Одна из главных тем-тема дружба
д)Одна из главных тем-тема поэта и назначения поэзии
е)Кавказские впечатления были плодотворными для лирики
ж)Космические мотивы-одни из самых главных
з)Не последнее место занимает жанр романтической поэмы
и)Характерен набор следующих образов:одинокий парус, дубовый листок,утёс,сосна...
1.Простота народа и его роли в развитии общества
2.Чести и долга
3.Роли народа в дворянства в становлении истории страны?
2)Что из себя представляет исповедь Мцыри в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова?
1.Покаяние героя в действиях и поступках
2.Призыв отказаться от бесплодной борьбы
3.защиту и права на волю и счастье
3) О чем рассказ Л.Н. Толстого "После бала"
1.О жизни и судьбе полковника
2.О любви Ивана Васильевича к Вареньке, его отношениях с семьей героини
3.О личной ответственности человека за жизнь общества, фальши, пустоте и бесчеловечной жестокости этого общества, скрытых под маской добродушия
4) В центре внимания автора в поэме "Василий Теркин" А.Т. Твардовского находится:
1.Реальный человек Василий Теркин, побывавший на полях сражений в годы Великой Отечественной войны
2.Народ на войне в самых разнообразных ситуациях и эпизодах
3.События времен Великой Отечественной войны
5)Каково целевое назначение калмыцкой сказки, рассказанной Е.Пугачевым П.Гриневу в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка?
1.Иносказательная дополнительная характеристика образов Е.Пугачева и П.Гринева
2.Отражение жизненной позиции Е. Пугачева: лучше прожить короткую, но свободную жизнь, чем существовать в неволе
3.Дополнительная характеристика Е.Пугачева как хорошего знатока народных легенд и преданий
6)Какой пословицей характеризовал свою дружбу с Лугановичами рассказчик ("О любви" А.П, Чехова)?
1.Не было у бабы хлопот, так купила порося
2.И от доброй собаки блох наберешься
3.Друзья познаются в беде
7) В каком рассказе центральной темой является тема любви?
1."Кавказ" И.А. Бунина
2."История болезни" М.М. Зощенко
3."Возращение" А.П. Платонова
короткие))))
1.почему татьяна-любимый идеал поэта?
2.в чем страность онегина с точки зрение высшиво общество?
3.почему белинский счетал роман пушкина-"Инциклапедией русской жизне"
4.какова роль релических отступлений в романе?
5.чем интересны описание природы? какова значение в романе?
зарание огромное спасибо)))!!!!!