Статистика
Всего в нашей базе более 4 327 664 вопросов и 6 445 978 ответов!

Вспомните биографию М. Ю. Лермонтова и напишите, почему преобладающими в его творчестве оказываются мотивы одиночества?

5-9 класс

гений21века 05 марта 2017 г., 20:23:26 (7 лет назад)
Рейтинг
+ 0 -
0 Жалоба
+ 0 -
IlyaPavlov
05 марта 2017 г., 22:39:58 (7 лет назад)

 Творчество М. Ю. Лермонтова необычайно широко и многообразно, как тематически, так и с точки зрения идейного наполнения. Это тем более удивительно, если учесть, что прожил он всего двадцать семь лет.
     В лирике Лермонтова исследователи выделяют более тридцати мотивов. Основными из них являются мотив свободы, мотив борьбы и мотив одиночества.
     Мотив свободы — один из центральных в творчестве Лермонтова. С особой силой он звучит в произведениях, в которых отразились связь с эпохой и наследием декабризма, протест против самодержавия и крепостничества. Многие из этих произведений имеют яркую политическую окраску.
     Обличительный пафос и представление о свободе как о необходимом условии творчества сливаются воедино в стихотворении «Смерть поэта», посвященном трагической гибели Пушкина. По Лермонтову, смерть величайшего русского поэта — вовсе не амурная история, завершившаяся дуэлью. Он обвиняет светское общество в том, что оно разжигало «пожар» в душе поэта, специально подталкивало его к роковому шагу.
     Мотиву свободы (по принципу контраста) у Лермонтова противостоит мотив неволи, узничества. Особо остро он звучит в стихотворении «Прощай, немытая Россия...» и в так называемом «Тюремном цикле» (стихи «Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь»)
     Для романтического героя Лермонтова нет жизни без борьбы. И в первую очередь это борьба не с кем-то или чем-то, но игра избыточных жизненных сил, способ почувствовать полноту, сконцентрированность бытия. «Так жизнь скучна, когда боренья нет», — скажет поэт в стихотворении «1831, июня 11 дня». Протест против общества и порядков, в нем царящих, — лишь следствие посягательств общества на индивидуальную свободу личности.
     Мотив борьбы раскрывается, например, в стихотворении «Парус», где мятежность лирического героя выражается не только в уходе от общества («парус одинокий»), но и в его жажде бури («а он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой»).
     Мотиву борьбы (также по принципу контраста) противостоит мотив трагического бездействия поколения Лермонтова. Это отразилось в стихотворениях «Бородино», «Выхожу один я на дорогу», но наиболее ярко — в стихотворении «Дума».
     В своем стремлении к идеалу, к жизни в полную силу, к искренним, не омраченным злобой, завистью, корыстью, взаимоотношениям лирический герой Лермонтова оказывается трагически одинок.
     Первоначально, в ранний период, тема одиночества раскрывается Лермонтовым во многом традиционно для романтической поэзии. Подражая Байрону, юный поэт противопоставляет своего лирического героя серой, бездушной толпе
     Оказывается, одиночество лирического героя не навязано ему миром, но избрано им добровольно как единственно возможное состояние души. Ни друг, ни отчизна не составляют необходимых элементов его существования. Бездомье героя — его мучение, но и его единственный путь.
     Мир отвергает героя, изгоняет — но и герой отвергает этот мир, уходит от него.
     Романтический герой Лермонтова всегда странник. Он скитается по свету в поисках применения своих необъятных сил. Однако мятежной душе все же свойственно стремиться к человеческим чувствам. Душа лирического героя жаждет любви, дружбы
Но даже встреча с родной душой не приносит желаемого облегчения. Расставание неизбежно. Слишком разными оказываются эти на первый взгляд «родные души». Наиболее ярко это отобразилось в стихотворении «Утес». Тучка золотая, которая «ночевала на груди утеса-великана», уже утром покидает его. Выбор столь различных по своей физической сути героев в стихотворении не случаен (утес и тучка) — он подчеркивает их несовместимость, является своего рода предпосылкой расставания.
     Одиночество в мире Лермонтова становится фатальным. Любая нить, связывающая лирического героя с другими людьми обречена порваться, любая связь приводит к разлуке. Стремление обрести действительно родную душу становится несбыточной мечтой, неким неосуществимым идеалом, который можно увидеть лишь во сне. Только во сне утес и тучка могут быть вместе навеки, только во сне сосна и пальма могут обрести совместное счастье.
     Итак, в лирике Лермонтова можно выделить достаточно большое количество различных мотивов. Главными среди них, вокруг которых группируются остальные, можно считать мотивы свободы, борьбы и одиночества.
     Поэзия Лермонтова оказала огромное влияние не только на тех поэтов, которые шли вслед за ним, но и на всю русскую литературу. Его лиризм, глубина и невиданное до того проникновение в психологию лирического героя являются одним из самых значительных «открытий» всего XIX века.

Ответить

Другие вопросы из категории

Приветик всем Определите тему рассказа "Васюткино озеро"? ЧЕМУ УЧИЛА СЫНА МАТЬ, ПРОВОЖАЯ ВАСЮТКУ В ТАЙГУ? Что помогло васютке не

пропасть втайге??

Сформулируйте идею произведения и запишите её? Как с ней связано название произведения?

Рассказ Васюткино озеро Виктор Астафьев

ПОМОГИТЕ

нужно 5 вопросов но первым главам руьинзона крузо

Читайте также

1. Назовите годы жизни М.Ю. Лермонтова:А) 1799 – 1837; Б) 1814 – 1841; В) 1795 - 18252. Кто воспитывал будущего поэта?А) няня; Б) родители; В) бабушка.3.

За что Лермонтова сослали в ссылку в первый раз?А) за дуэль; Б) за стихотворение «Смерть Поэта»; В) за статью в «Современнике»4. Как погиб Лермонтов?А) убит на дуэли Мартыновым; Б) убит на дуэли Дантесом; В) убит в Тегеране религиозными фанатиками.5. Где погиб Лермонтов?А) на Черной речке; Б) в Пятигорске; В) в Тегеране6. Где похоронен Лермонтов?А) в Пятигорске; Б) в Тарханах; В) в Михайловском.7. Какое стихотворение сделало Лермонтова знаменитым?А) «Смерть Поэта»; Б) «Тучки»; В) «Дума».8. Какая тема стала центральной в творчестве Лермонтова?А) тема назначения поэта; Б) тема любви; В) тема одиночества.9. Какие два мира противопоставлены в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…»?А) мир развратного света и воспоминания детства; Б) внутренний мир поэта и светское общество; В) мир возлюбленной и мир поэта11. Какой темой объединены стихотворения «Парус», «Тучки», «Утес»?А) изгнанничество, одиночество; Б) высокое предназначение поэта; В) любовь к Родине.12. Кому посвящено стихотворение «Смерть Поэта»?А) А.С. Грибоедову; Б) В. Жуковскому; В) А.С. Пушкину.13. Какими чувствами проникнуто стихотворение «И скучно и грустно…»?А) раздумья о жизни; Б) любовь к жизни; В) воспоминания о возлюбленной.Итоговый контрольный тест по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова1. Назовите годы жизни М.Ю. Лермонтова:А) 1799 – 1837; Б) 1814 – 1841; В) 1795 - 18252. Кто воспитывал будущего поэта?А) няня; Б) родители; В) бабушка.3. За что Лермонтова сослали в ссылку в первый раз?А) за дуэль; Б) за стихотворение «Смерть Поэта»; В) за статью в «Современнике»4. Как погиб Лермонтов?А) убит на дуэли Мартыновым; Б) убит на дуэли Дантесом; В) убит в Тегеране религиозными фанатиками.5. Где погиб Лермонтов?А) на Черной речке; Б) в Пятигорске; В) в Тегеране6. Где похоронен Лермонтов?А) в Пятигорске; Б) в Тарханах; В) в Михайловском.7. Какое стихотворение сделало Лермонтова знаменитым?А) «Смерть Поэта»; Б) «Тучки»; В) «Дума».8. Какая тема стала центральной в творчестве Лермонтова?А) тема назначения поэта; Б) тема любви; В) тема одиночества.9. Какие два мира противопоставлены в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…»?А) мир развратного света и воспоминания детства; Б) внутренний мир поэта и светское общество; В) мир возлюбленной и мир поэта11. Какой темой объединены стихотворения «Парус», «Тучки», «Утес»?А) изгнанничество, одиночество; Б) высокое предназначение поэта; В) любовь к Родине.12. Кому посвящено стихотворение «Смерть Поэта»?А) А.С. Грибоедову; Б) В. Жуковскому; В) А.С. Пушкину.13. Какими чувствами проникнуто стихотворение «И скучно и грустно…»?А) раздумья о жизни; Б) любовь к жизни; В) воспоминания о возлюбленной.

Люди помогите срочно.

Тест по произведению Мцыри М.Ю.Лермонтов

1. Укажите какой факт не относился к биографии М.Ю.Лермонтова
а) обучался в Мосскве в Благородном пансионе
б) был другом детства А.С.Пушкина
в) служил в лейб-гвардии Гусарском полку
г) учавствовал в Кавказкой войне

2.К какому литературному направлению можно отнести поэму?
А) сентиментализм
В) романтизм
Б) реализм
Г) классицизм

3. Что можно назвать символом свободы в поэме?
А) степь
В) барса
Б) Кавказ
Г) девушку-грузинку

4.Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»?
А) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе
Б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу
В) Природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю
Г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета


5. В чём заключается основная идея произведения?

А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения
Б) тоска по воле
В) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти
Г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма

6. Почему местом действия поэмы выбран Кавказ?
А) проявляется любовь автора к Кавказу
Б) природа Кавказа сродни натуре главного героя
В) связь с историей России
Г) место действия отвечает романтической направленности поэмы

7. В исповеди Мцыри звучит:
А) гнев, негодование
Б) смирение, покаяние
В) грусть, размышления
Г) утверждение своей правоты

Почему так печально закончился роман?

Роман называется : "Дубровский"
Пожалуйста напишите почему он так закончился печально.



Вы находитесь на странице вопроса "Вспомните биографию М. Ю. Лермонтова и напишите, почему преобладающими в его творчестве оказываются мотивы одиночества?", категории "литература". Данный вопрос относится к разделу "5-9" классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "литература". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.