Какова главная мысль стихотворения в прозе "Нищий", его художественная идея?
5-9 класс
|
В стихотворении “Нищий” речь идет о дряхлом, убогом старике, просящем милостыню. Автор дает этому герою очень выразительную портретную характеристику: “воспаленные, слезливые глаза”, “посинелые губы”, “шершавые лохмотья”, “нечистые раны”. Глаголы “стонал”, “мычал”, “вздрагивал” дополняют тягостную картину. Тургенев нашел невероятно точную и меткую метонимическую конструкцию — старика “безобразно обглодала бедность”.
Далее рассказчик (стихотворение написано от первого лица) говорит о том, что не найдя ничего у себя в карманах, он просто протянул руку и крепко пожал ладонь старика. Это не просто ярко нарисованная художником драматическая картина из жизни. Стихотворение имеет глубокий подтекст. Нищий — это не только тот, кто не имеет материальных благ. Нищим, несчастным, бедным может быть человек с полными карманами, но пустой душой. Поэтому вначале, когда герой хотел механически подать милостыню, автор называет старика “несчастным существом”. Но потом, остановившись и задумавшись, он говорит, что это его “брат”.
Прочитав стихотворение в прозе И.С.Тургенева "Нищий", я невольно задумалась: "А в чём его смысл?" Два немолодых человека встречаются на улице (Тургенев писал "Стихотворения в прозе" в конце своей жизни): автор и нищий. Дряхлый старик, протянув руку, просит подаяние. Но увы, у автора нет ничего с собой. Что же ему делать? И он пожимает протянутую грязную руку нищего. Для нищего это подаяние, ведь им, больным, с нечистыми ранами не побрезговали. Но почему получил подаяние автор? Думаю потому, что смог переступить через себя и в нищем увидеть тоже человека.
Другие вопросы из категории
Читайте также
Какова главная мысль стихотворения?
Какими словами и интонацией завершается стих?
Я убит подо Ржевом
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте,
На левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва
И не видел той вспышки, —
Точно в пропасть с обрыва —
И ни дна, ни покрышки.
И во всем этом мире
До конца его дней —
Ни петлички,
Ни лычки
С гимнастерки моей.
Я — где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я — где с облаком пыли
Ходит рожь на холме.
Я — где крик петушиный
На заре по росе;
Я — где ваши машины
Воздух рвут на шоссе.
Где — травинку к травинке
Речка травы прядет,
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.
План:
1 О чём говорится в стихотворении
2 сколько частей в стихотворении
3 как движется мысль в каждой части
4 Какие выразительные средства использует автор для создания образов стихотворения.
5 Какова главная мысль стихотворения