ВНЕШНОСТЬ ХЛЕСТАКОВА И ЕГО МЕЧТЫ
1-4 класс
|
ИЗ РЕВИЗОРА
ОПИШИТЕ
Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков — самый труд¬ный образ в пьесе.
Посмотрим, что же представляет собой этот герой. Хлестаков — мелкий
чиновник, человек ничтож¬ный, всеми презираемый. Его не уважает даже
собственный слуга Осип, может оттаскать за вихры отец. Он беден и не
способен работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы снос¬ное
существование. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно
презирает себя. Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить свои
беды, попытаться изме¬нить жизнь. Ему кажется, что представься лишь
случай, и все изменится, он перенесется «из грязи в князи» . Это и
по¬зволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом
значительным.
Мир, в котором живет Хлестаков, непонятен ему самому.
Он не в силах постичь связь вещей, представить себе, чем в
действительности заняты министры, как ведет себя и что пишет его «друг»
Пушкин. Для него Пушкин — тот же Хлестаков, но счастливее, удачливее.
Интересно, что и го¬родничий, и его приближенные, которых нельзя не
признать людьми сметливыми, знающими жизнь, по-своему неглупы¬ми, ничуть
не смущены враньем Хлестакова. Им тоже ка¬жется, что все дело в случае:
повезло — и ты директор де¬партамента. Никаких личных заслуг, труда,
ума и души не требуется. Надо лишь помочь случаю, кого-то подсидеть.
Разница между ними и Хлестаковым лишь в том, что он от¬кровенно глуп и
лишен даже практической сметки. Будь же он поумнее, пойми сразу
заблуждение городской верхушки, он начал бы сознательно подыгрывать. И
несомненно бы про¬валился. Хитрость, продуманная ложь не обманули бы
вни¬мательного городничего. Он бы нашел слабое место в заранее созданной
выдумке, недаром гордится Антон Антонович: «Тридцать лет живу на
службе; ...мошенников над мошенни¬ками обманывал. Трех губернаторов
обманул! » Городничий не мог предположить в Хлестакове лишь одного —
чистосер¬дечия, неспособности к сознательной, продуманной лжи.
А
между тем это одна из основных черт Хлестакова. Внутренняя пустота
делает его поведение совершенно не¬предсказуемым: в каждый данный момент
он ведет себя так, как «получается» . Его морили голодом в гостинице,
над ним висела угроза ареста — и он льстиво молил слугу принести хоть
что-нибудь поесть. Несут обед — и он прыгает на стуле от восторга и
нетерпения. При виде тарелки супа Хлестаков забывает о том, как минуту
назад униженно клянчил еду. Он уже вошел в роль важного господина. «Ну,
хозяин, хозяин.. . Я плевал на твоего хозяина! »
В каждом из
персонажей пьесы немало хлестаковщины. Таков авторский замысел. Потому
Хлестаков и главный герой, что его черты присущи каждому человеку в той
или иной степени. Они комичны, лишь собранные воедино и вы¬ставленные на
сцене. Самой яркой иллюстрацией служат мечты городничего о будущей
жизни в качестве тестя вели¬кого человека: «...Поедешь куда-нибудь —
фельдъегеря и адъютанты поскачут везде.. . Хе, хе, хе, вот что,
канальство, заманчиво! » Таким образом, мы видим, что представления
Хлестакова и Сквозник-Дмухановского о шикарной жизни в основном
совпадают. Ведь хлестаковские «тридцать пять тысяч одних курьеров» ничем
не отличаются от фельдъеге¬рей и адъютантов, которые в мечтах
городничего «поскачут везде» . И главное, Сквозник-Дмухановский также
рад уни¬зить мелкую сошку городничего, представив себя генералом.
Итак, образ Хлестакова — гениальное художественное обобщение Гоголя.
Объективный смысл и значение этого об¬раза состоят в том, что он
представляет собой нерасторжимое единство «значительности» и
ничтожества, грандиозных пре¬тензий и внутренней пустоты. Хлестаков
представляет собой концентрацию черт эпохи в одном человеке. Вот почему
жизнь эпохи отразилась в «Ревизоре» с огромной силой, а образы
гоголевской комедии стали теми художественными типами, которые позволяют
яснее понять социальные явле¬ния того времени.
Другие вопросы из категории
2)Какие противопоставленные герои есть в "Кавказском пленнике"?
Читайте также
выглядил Янко?
4)Какая у него была мечта?
5)Сбылась ли его мечта?
6)Как погиб Янко?
1. Прошлое героя
2. Основные черты
3. Его внутренний мир :его мечты о свободе ,родине ,о доме
4. Отношение автора к нему
5. Чем мне близок Мцыри
малеького зайчика? почему она появилась? 3) Кого встретил зайчонок во время путешествия? понравилась ли листопадничку хатка бобров? почему он там остался? 4) Каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму? О чем он часто вспоминал.Найди и прочитай строки 5) Расскажи как зайчонок попал на болото.Хорошо ли ему было в родном гнезде? что стали с тех пор говорить в лесу о листопадничке? 6) Подумай что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображения и фантазия,когда он решил написать о Листопадничке. ЭТО ИЗ РАССКАЗА ЛИСТОПАДНИЧЕК НАЙДИТЕ ЕГО В ЯНДЕКСЕ И ПРОЧИТАЙТЕ И ОТВЕТЬЕ НА МОИ ВОПРОСЫ ПЛИЗЗ
Афродита, и могучая дочь Зевса Афина *1, и много других богов. Три прекрасные Оры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом широко раскинулось голубое, бездонное небо, и льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.
Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом *2. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, божественно прекрасное лицо Зевса. У трона его - богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса крылатая богиня победы Никэ. Вот входит прекрасная, величественная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит свою жену: почетом окружают Геру, покровительницу брака, все боги Олимпа. Когда, блистая своей красотой, в пышном наряде, великая Гера входит в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса. А она, гордая своим могуществом, идет к золотому трону и садится рядом с царем богов и людей - Зевсом. Около трона Геры стоит ее посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида, всегда готовая быстро нестись на радужных крыльях исполнять повеления Геры в самые дальние края земли.