написать отзыв на стих зимняя ночь 3 класс
1-4 класс
|
то произведение – стихотворение-сомнение, уход, бегство. Не случайно оно
полностью построено на приёме антитезы, то есть на противопоставлении.
Рефреном из строфы в строфу следует двустишие:
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Свеча
– символ надежды, тихого счастья, уединения и чистоты. Этот огонёк,
являющийся для лирического героя центром Вселенной, центром его мира,
легко потушить. Достаточно лёгкого дуновения – и вот уже
...жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Жар,
огонь – символ эмоций, страстей. Но это “жар соблазна”. Огонь свечи –
светоч жизни тихой, уединённой. Автор изобразил одну стихию в двух
диаметрально противоположных ипостасях. Но основой произведения всё-таки
является антитеза огня и льда.
Обратим внимание на первую строфу:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Первые
две строки погружают в зиму, рой снежных хлопьев, метель. Причём
холодная стихия – царица всего мира, “всей земли”, всё ей подчинено. И
лишь одинокая свеча храбро противостоит этой снежной королеве. Та
возмущена, разъярена, и вот:
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Противостоянием
дикой пляски, борьбы духов природы и бытия и одинокой человеческой души
– свечи – «Зимняя ночь» напоминает пушкинских «Бесов». Но итог здесь
совсем иной. Если у Пушкина демоны в образе стихии переворачивают возок
затерявшегося путника, ломают его сопротивление, то здесь внешние силы
не могут окончательно победить маленький огонёк, этот светоч надежды.
Последняя строфа повторяет первую:
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Последние
две строки совпадают, но не первые. Обратим на них внимание. В первой
строфе нет ощущения времени, действие сливается с бесконечностью. Это
подчёркивается повтором: “мело, мело...” В последней строфе уже
поставлены чёткие временныRе рамки: “в феврале”, к тому же слово “мело”
не повторяется. Значит, зимняя буря не бесконечна, она имеет своё
завершение. Заключительная строка – “свеча горела” – утверждает победу
жизни и надежды. Эта борьба, порой житейская, порой неоправданная,
заканчивается в пользу чистого источника света, храбро отстоявшего своё
право на жизнь. Именно противостояние жизненным бурям как внешнего мира,
так и внутреннего является главной идеей произведения. Её раскрытию
служит и кольцевая композиция «Зимней ночи», и эмоциональная окраска
произведения. Если мы внимательно приглядимся к нему, прислушаемся к
звучанию слов, то поймём, что она очень ярка и красочна. Стихотворение
написано ямбом “старинным, допотопным”, по словам В.Ходасевича, более
всего отражающим сильную эмоциональную окраску стиха. Казалось бы, что в
этом такого? Ямб традиционный, четырёхстопный... Но посмотрим на вторую
и четвёртую строки каждой строфы. Они укорочены. Здесь всего две стопы.
К тому же в первой и третьей строках применяется мужская рифма, а во
второй и четвёртой – женская. Разумеется, это не случайно. Используемые
приёмы являются красками в палитре поэта для придания яркости
эмоциональному настрою стихотворения. Строки укорочены – и вот антитеза
огня и льда выделена, обращает на себя внимание. Но жестокости и
грубости здесь нет. Этому способствует приём аллитерации:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы...
Или в другой строфе:
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Или согласные звуки:
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
В
данном случае указанный приём придаёт метели звонкость, лёгкость, мы
слышим своеобразный хрустальный звон льдинок, но чувствуем
безжизненность. И это снова играет на антитезу.
Она применяется и в описании внешнего поэтического мира. Он суетлив, жесток, бесцветен:
И всё терялось в снежной мгле,
Седой и белой.