Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Пророк"
10-11 класс
|
«Пророк» — стихотворение о поэте и поэзии, о назначении поэзии. Все слова стихотворения в «Пророке» имеют существенный момент: это библейская символика и славянизмы.Почему? Да потому, что слишком высоко было представление А. С. Пушкина о творческом даре и миссии поэта. И эта высота требовала сравнений с образами самыми возвышенными:Бог, пророк, серафим.Эти слова торжественны и величавы. Прочитывая их, человек настраивается на определенный лад, на определенную атмосферу. И атмосфера эта «самого высокого напряжения».Нужно упомянуть, что стихотворение было написано в 1826 году, когда уже свершилась казнь над друзьями поэта — декабристами и когда передовые люди России оказались в пустыне отчаяния, на перепутье веры в возможность демократических перемен. Тяжелую безысходность положения ощущает лирический герой стихотворения.С появлением шестикрылого серафима начинается духовное перерождение человека Люди отвергают сверхзоркость и суперслух. Им открывается весь мир во всем его многообразии форм и звуков. Человек получает качества древнего и величественного мира природы:...Зоркость орлицы и мудрость змеи.Более того, серафим избавляет заблудившегося в пустыне неверия человека от его греховной сути:...И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый...
«Пророк» – светское произведение, звено в развитии темы поэта и поэзии. В стихотворении «Пророк» Пушкин размышляет о том, каким же должен быть идеальный поэт, какими качествами он должен обладать. Итак, стихотворение «Пророк» – результат долгих размышлений поэта о необходимости совершенства поэтического творения.
Другие вопросы из категории
Читайте также
сделать анализ стихотворения...
Июльский полденьСинематограф Игорь Северянин
Элегантная коляска, в электрическом биеньи,
Эластично шелестела по шоссейному песку;
В ней две девственные дамы, в быстро-темпном упоеньи,
В Ало-встречном устремленьи — это пчелки к лепестку.
А кругом бежали сосны, идеалы равноправии,
Плыло небо, пело солнце, кувыркался ветерок;
И под шинами мотора пыль дымилась, прыгал гравий,
Совпадала с ветром птичка на дороге без дорог...
У ограды монастырской столбенел зловеще инок,
Слыша в хрупоте коляски звуки «нравственных пропаж»..
И с испугом отряхаясь от разбуженных песчинок,
Проклинал безвредным взором шаловливый экипаж.
Хохот, свежий точно море, хохот, жаркий точно кратер,
Лился лавой из коляски, остывая в выси сфер,
Шелестел молниеносно под колесами фарватер,
И пьянел вином восторга поощряемый шоффэр...
1910
Алгоритм анализа.
1)Определить тему.
2)Найти главные строки в стихотворении.
3)как построено стихотворение,какой организующий принцип в тексте.
4)Какие изобразительные средства использует автор для выражения идеи(метафора,сравнение,эпитет и т.д.)
5)Каким представляется лирический герой стихотворения?
6)Соотнесите 1-ю и последнюю строку стихотворения.
7)Вопросы на воображение.
при какких условиях могло быть написано стихотворение?
почему поэт его так назвал?
как ты назвал это стихотворение?
какие ассоциации возникают в твоём воображении?
1)историко-биографический материал,
2)место стихотворения в творчестве поэта,
3)ведущая тема,
4)лирический сюжет,
5)проблемы,
6)композиция,
7)лирический герой,
8)преобладающее настроение и его изменение,
9)жанр,
10)строфа,
11)основные образы,
12)лексика,
13)изобразительные средства иносказания,
14)поэтический синтаксис,
15)звукопись,
16)размер стиха,
17)ритм и рифма способа рифмовки.
*в анализе могут присутствовать не все пункты, но не менее 60% должно быть...=(