Характер Раскольникова (Роман"преступление и наказание")
10-11 класс
|
Задали подготовить сообщение на эту тему. Помогите, пожалуйста
Федор Михайлович Достоевский — писатель-философ, ставивший и решавший в
своих произведениях сложнейшие, вечные вопросы бытия. Его герои —
необычные люди. Они мечутся и страдают, совершают злодейства и
раскаиваются, находясь в бесконечном поиске истины. Таков и главный
герой романа “Преступление и наказание” Родион Романович Раскольников.
“Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся всякой
встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью, но
даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его... ”
Уединение
нужно Раскольникову, чтобы окончательно сформулировать теорию о
сверхчеловеке, имеющем право на убийство. Родион Романович хочет на себе
проверить, “тварь ли он дрожащая или право имеет... ”. Для
доказательства своей теории Раскольников решает убить
старуху-процентщицу, вредную для общества ростовщицу, как он считает,
“никчемную старушонку”.
Почему же возникла в голове довольно
образованного юноши такая дикая теория? Из-за ужасной бедности, в
которой вынужден существовать Раскольников, несправедливости,
невозможности, да и нежелания переделать окружающую жизнь. Он решает
встать над жизнью, над ее законами. А это под силу лишь немногим. Стать
выше и вне мира — это и значит стать человеком, обрести действительную
свободу, — так думает Раскольников, когда готовится к убийству. Не
изменить мир, а свое положение в нем стремится герой. Во что бы то ни
стало надо решиться хоть на что-нибудь, или.. . “или отказаться от жизни
совсем! ”
Преступление совершено, почему же так тяжело и страшно
нашему герою? Он избегает общества людей, даже ближайшего друга
Разумихина, отталкивает сестру и мать. Он боится “запачкать” их своим
преступлением. Лишь в разговорах с Соней Мармеладовой Раскольников смог
открыть свою душу. Она такая же грешная, как и он (живет по желтому
билету) . На этот путь Соню тоже толкнула безысходная нужда. Она
тяготится своим положением, но не может его изменить.
Слушая страшную историю Раскольникова, Соня берет на себя тяжесть его вины:
— Что вы, что вы это над собой сделали, — отчаянно проговорила Соня. — Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!
Она
уговаривает Родиона Романовича покаяться на площади, облегчить душу,
чтобы обрести покой и душевное равновесие, утраченное после убийства.
Раскольников
понимает, что его “теория” потерпела крах. А он и рад этому. Страдая
из-за убийства “никчемной старушонки”, герой доказывает себе и нам, что
нормальный человек не может безнаказанно совершить злодейство, что жизнь
намного сложнее и “изобретательнее” любой теории. Убив старуху,
Раскольников вынужден был убить и ее безобидную сестру Лизавету,
вернувшуюся домой в момент убийства. Это двойное преступление тяготит
Родиона Романовича. И в конце концов он признается следователю во всем
содеянном. Раскаяние на площади и у следователя несколько примиряет
Раскольникова с окружающими.
Но только постоянная душевная забота,
терпеливое внимание Сони смогли вернуть Родиона Романовича к жизни.
Мучаясь сам, он мучает Соню. Но придет время, и обновленный герой
поймет, что “бесконечною любовью” искупит он теперь все ее страдания.
Роман
заканчивается оптимистичными мечтами героев о счастье, которое они
выстрадают годами, проведенными на каторге. Что же хотел сказать своим
романом Федор Михайлович Достоевский? Неотвратимость наказания за
преступление — это слишком просто, даже примитивно для писателя, он
намного шире и глубже. Писатель-гуманист Достоевский показал
невозможность безнаказанно совершать преступления и дает шанс даже
оступившемуся, но раскаявшемуся человеку рассчитывать на прощение.
Человек не волен в своей судьбе, его ведет провидение, но живущий по
Божьим законам приближается к тому идеалу, о котором мечтал Федор
Михайлович Достоевский, — к “совершенному человеку”.
Раскольников Родион Романович – главный герой романа. Романтик, гордая и сильная личность. Живет в Петербурге на съемной квартире. Крайне беден. Бывший студент юридического факультета, который он оставил из-за бедности и своей теории.
Сознание героя мучают два вопроса: «позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство?» и «Тварь ли я дрожащая или право имею». Чтобы разрешить их, Раскольников убивает старуху-процентщицу и, случайно, ее убогую беременную сестру Лизавету.
Другие вопросы из категории
Первые цветы весны
Краше белой белезнны.
Отражает цвет небесный,
Парламутровый,чудесный.
В этом цвете- облака,
Бирюзовая река,
Розоватый,нежный свет-
Из подснежников букет!
Осенниий букет
На столе букет осенний,
Не похож он на весенний.
Краски осени другие,
Словно солнце,золотые,
Красные,багряные,
Как заря,румяные.
Какими словами описывает поэт весну и осень?Найди их и запиши.
Весенние краски
белые.
Осенние краски
золотые.
Помогите пожалуйста очень надо.
Читайте также
Напишите, пожалуйста, развернутый ответ на вопрос:
О каких острейших проблемах современности заставляет задумать роман "Преступление и наказание"
План:
1.Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей.
2.Широта изображения в романе нисчеты и страданий бедных людей:
а)описание Петербургских хрущоб
б)униженные и оскорбленные романе:Соня Мармеладова и её семья.Сестра и мать Раскольникова.
3.Выводы:
Боль за человека-основа авторских позиций в романе Ф.М,Достоевского "Преступление и наказание"
Дуней и история на поминках (про деньги) 4) Почему Раскольникова сопоставляют с Лужиным?
Ф. М. Достоевский — великий мастер психологического романа. В 1866 году он закончил работу над романом «Преступление и наказание». Это произведение при несло автору заслуженную славу и известность и стало занимать достойное место в русской литературе.
Один из романов Ф. М. Достоевского практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Это роман “Преступление и наказание”.
Действительно, преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени, современным явлением.
Толкая своего героя на убийство, Ф. М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его “среда заела”.
Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования “сверхлюдей”, то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, той “дрожащей твари”, о которой размышляет Раскольников. Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет.
После убийства начинается новая полоса существования Раскольникова. Он и раньше был одинок, но теперь это одиночество становится бесконечным; он отчужден от людей, от семьи, от Бога. Его теория не оправдала себя. Единственное, к чему она привела — невыносимые страдания. «Страдание — великая вещь», — сказал Порфирий Петрович. Эта мысль — мысль об очистительном страдании — звучит в романе неоднократно. Для того чтобы облегчить нравственные муки, Порфирий советует обрести веру. Подлинный носитель спасительной веры в романе — Соня Мармеладова.
В первый раз Раскольников услышал о Соне, о ее разрушенной судьбе в распивочной от Мармеладова. Она пошла на великую жертву, чтобы спасти от голода свою семью. И уже тогда только лишь одно упоминание о ней Мармеладова задело в душе Раскольникова какие-то тайные струны.
В те дни, которые стали для него самыми тяжелыми, Раскольников идет не к кому иному, как к Соне. Он несет свою боль не к матери, не к сестре, не к другу, а к ней. Он чувствует в ней родственную душу, тем более что их судьбы так схожи. Соня, как и Раскольников, сломила себя, растоптала свою чистоту. Пусть Соня спасала семью, а Раскольников всего лишь пытался доказать свою идею, но они оба погубили себя. Его, «убийцу», влечет к «блуднице». Да ему больше и не к кому пойти. Его тяга к Соне порождена еще и тем, что он стремится к людям, которые сами пережили падение и унижение, а поэтому смогут понять надрыв и одиночество.
Я считаю, что, осуждая людей беспомощных, не решающихся изменить свою жизнь, герой романа был прав. Его правда и в том, что он сам пытался найти путь, который приведет к изменениям к лучшему.
И Раскольников нашел его. Он считает, что этот путь — преступление. И, я думаю, он был прав в том, что признался в убийстве. Иного выхода у него не было, и он чувствовал это.
По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему.
1. причины преступления Раскольникова
2. суть теории Раскольникова