Образ Тёмы в повести Детство Тёмы в повестиМихайловского
1-4 класс
|
Кто помог Тёме заинтересоваться чтением книг? В каком классе это произошло?Одноклассник Иванов очень быстро заинтересовал Тёму своими увлекательными пересказами книг, о которых тот даже не слышал. Это увлечение и заставило Тёму начать читать книги, что очень скоро стало для него одним из любимых занятий. Он читал Гоголя, Майн Рида и Вагнера. Теперь детского писателя тех лет Вагнера не издают и не читают. Но Гоголя и Майн Рида читают очень многие шестиклассники.Почему девятая глава книги названа «Ябеда»?Глава «Ябеда» рассказывает о самом унизительном и тяжком проступке Тёмы: он не сумел скрыть от директора виновника происшествия в классе. Иванов не выдал товарища, и ему пришлось уйти из гимназии. Слово «ябеда» и сейчас звучит для школьника как оскорбление, точно так же оно воспринималось и раньше.Какое событие оборвало дружбу Тёмы и Иванова? Кто был виноват в этом? Почему пострадал Иванов и не был исключен из гимназии Тёма? Как вы объясняете поведение каждого из друзей?Злая выходка Вахнова должна была быть раскрыта. Иванов, оценивая действия Вахнова как «гнусную гадость», не назвал его имени, руководствуясь «правилами товарищества». Тёма выдал Вахнова под жестоким давлением директора. Поэтому Тёма получил небольшое наказание, а Иванова, который товарища не выдал, приказали забрать из гимназии. Удаление Иванова из гимназии послужило причиной того, что их дружба угасла.Почему Тёма чувствовал себя «подавленным, униженным, тупым»?Не только Тёма, но и его добрая мать чувствовали унижение, потому что все они признавали дурным поступком предательство. Наверное, подлость Вахнова не стоила таких мук — этот злой гимназист вполне заслужил наказание. Но тут дело было в принципе, от которого ни один из участников происшествия не мог отступиться. У Тёмы было ощущение, что он совершил подлость.Заметили ли вы, что в трудные минуты продолжается очень сильное влияние Иванова на Тёму? Почему?Многие взгляды и суждения Тёмы сложились под благотворным влиянием Иванова, и поэтому Тёма часто вспоминал о своем друге, когда ему необходимо было что-то решать. Это влияние не было поверхностным и временным, оно наверняка сохранилось на всю жизнь.Как вы объясните возникновение дружбы Тёмы с Даниловым и Касицким?Тёме было мучительно трудно примириться с тем, что он выдал товарища. Он страдал и от мук совести, и от одиночества, которое возникло вокруг него прежде всего потому, что рядом не стало Иванова. Напомним, что Тёма сидел за одной партой с Вахновым и Ивановым, а теперь остался один. Но через несколько дней сначала Касицкий, а затем и Данилов перебираются за парту к Тёме. Мальчиков объединяло и общее отношение к происшедшим событиям, и новые впечатления от гимназической жизни.Почему Тёма во время подготовки к побегу вспоминал о Робинзоне?Рассказы увлеченного морем Данилова привлекали Тёму и Касицкого. Они, как и Данилов, жалели, что не могли посвятить себя морю, а должны «тратить это дорогое время и на сон, и на еду, и на гимназию». При этом Данилов утверждал, что «есть люди с твердой волей, которые и без гимназии умели прокладывать себе дорогу в жизни», Тёма вздыхал и вспоминал Робинзона. Видимо, Тёма представил себе жизнь Робинзона на необитаемом острове.