Статистика
Всего в нашей базе более 4 327 663 вопросов и 6 445 976 ответов!

Основной сюжет стихотворения Лермонтова " Три пальмы"

5-9 класс

Привести примеры.

Dashatishkina1 19 дек. 2014 г., 3:20:21 (9 лет назад)
Рейтинг
+ 0 -
0 Жалоба
+ 0 -
Эллада12
19 дек. 2014 г., 5:24:01 (9 лет назад)

Тема урока: «Три пальмы» М. Ю. Лермонтова - философская баллада».

Цели урока:

· расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии, о путях развития русской баллады;

· развивать читательские навыки учеников, умение видеть и интерпретировать художественные детали;

· побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой.

Ход урока.

I. Установление связи с изученным.

1. Мы изучили балладу В. А. Жуковского «Светлана» и балладу А. С. Пушкина «Утопленник». Что общего в изображении мистических ужасов есть в обоих произведениях?

2. Кошмарные видения оказываются сном, но у Пушкина они изображены откровенно иронично. Какими средствами выражена авторская ирония? Обратите внимание на подзаголовок («простонародная сказка»).

3. В балладе Пушкина много разговорных и даже просторечных слов. В сочетании с ними таинственные события теряют свой мистический смысл, приобретают ироничную окраску. Как видим, Пушкин, внешне сохраняя черты волшебной баллады, наполняет ее новым содержанием.

II. Постановка проблемы.

Послушаем, как звучит баллада Лермонтова «Три пальмы» (Учитель читает).

Баллада Лермонтова написана Традиционным торжественным слогом.

Что же тогда Нового внес поэт в развитие жанра баллады, чем Обогатил его? В этом нам и предстоит разобраться.

III. Запись темы.

Анализ художественно-изобразительных средств стихотворения.

Поскольку баллада – лироЭпическое Произведение, в ней есть сюжет. Найдем ключевые моменты сюжета и отразим их в опорной записи.

Возможный план.

А) Жизнь гордых пальм в пустыне.

Б) Их обращение к Богу.

В) Появление каравана.

Г) Пальмы встречают гостей.

Д) Гибель «питомцев столетий».

Е) «Все дико и пусто кругом».

Как изображены пальмы? Какой прием лежит в основе их изображения?

Отмечаем карандашом в тексте примеры олицетворения.

Прием олицетворения позволяет автору перевести разговор на новый уровень – о человеческих отношениях.

Баллада – это ЛироЭпическое произведение. Чьи же чувства она выражает?

А) О недовольстве пальм сказано прямо, найдите эти строки («стали три пальмы на Бога роптать…»).

Роптать. Посмотрим в словаре значение. («Негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду»).

Б) Значит, пальмы ничего не требовали от Бога, они просто смутно ощущали неудовлетворенность жизнью. Это чувство знакомо любому человеку. Но чтобы быть услышанным богом, не надо громко кричать.

В) Чувства автора выражены не столь открыто. Перечитаем восьмую строфу. Обратим внимание на восклицательный знак. («И пали без жизни питомцы столетий!»).

«Пали»… Когда уместно употребление этого слова? (Так говорят о погибших на поле боя воинах). Какие же чувства скрывает это слово?

(Скорбь, печаль, боль…).

Г) В 9-й строфе подчеркнем эпитеты, они тоже о многом скажут:

И следом Печальным на почве Бесплодной

Виднелся лишь пепел Седой и Холодный…

Д) Попытаемся определить авторскую позицию. О чем же размышляет Лермонтов?

Обобщение учителя.

Мы уже поняли, что речь идет о человеческой жизни, о людях, их выборе. Перечитаем начало стихотворения:

Три Гордые пальмы Высоко росли…

Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, то есть рослыми, они хотели Высокойжизни. Как вы понимаете это выражение – «высокая жизнь»?

(Уместно будет вспомнить выражение «достойная жизнь». Жизнь Для себя достойной не назовешь.)

Но стремление к достойной жизни привело пальмы к гибели. Так как же надо жить?

Смысл жизни – это и есть главный вопрос философии (посмотрим еще раз на тему урока).

Какой ответ дает Лермонтов?

Пальмы сделали достойный выбор. Но поэт честно предупреждает: жить достойно – это очень трудно. Если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. Люди могут и не заметить твоей жертвы. Но истинное добро всегда бескорыстно.

Есть в балладе Лермонтова аспект, который приобрел особое значение в наши дни: «питомцы столетий» погибли в одно мгновение. Как хрупка жизнь, как легко ее погубить!

Постарайтесь привести свои примеры, перекликающиеся с балладой Лермонтова.

Дети обычно говорят о бесчеловечном отношении людей к природе, друг к другу, исходя из собственных наблюдений, из телепередач, газетных публикаций.

Ценность жизни – это тоже философская тема…

IV. Подведем итоги. Так что же нового внес Лермонтов в развитие жанра баллады?

Короткая запись. Лермонтов наполнил балладу философским содержанием, то есть поставил в ней вечные вопросы жизни.

V. Перечитаем балладу в соответствии с новым ее пониманием.

VI. Домашнее задание. Развернутый ответ «Развитие баллады от Жуковского до Лермонтова» (взять за основу опорные записи, сделанные на соответствующих уроках).


Ответить

Читайте также

что общего в стихотворение лермонтова три пальмы и утёс? Ниже стихотворения!!! Помогите прооошу!) В песчаных степях аравийской земли Три

гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый, под сенью зеленых листов, От знойных лучей и летучих песков. И многие годы неслышно прошли; Но странник усталый из чуждой земли Пылающей грудью ко влаге студеной Еще не склонялся под кущей зеленой, И стали уж сохнуть от знойных лучей Роскошные листья и звучный ручей. И стали три пальмы на бога роптать: "На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор?.. Не прав твой, о небо, святой приговор!" И только замолкли - в дали голубой Столбом уж крутился песок золотой, Звонком раздавались нестройные звуки, Пестрели коврами покрытые вьюки, И шел, колыхаясь, как в море челнок, Верблюд за верблюдом, взрывая песок. Мотаясь, висели меж твердых горбов Узорные полы походных шатров; Их смуглые ручки порой подымали, И черные очи оттуда сверкали... И, стан худощавый к луке наклоня, Араб горячил вороного коня. И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс, пораженный стрелой; И белой одежды красивые складки По плечам фариса вились в беспорядке; И с криком и свистом несясь по песку, Бросал и ловил он копье на скаку. Вот к пальмам подходит, шумя, караван: В тени их веселый раскинулся стан. Кувшины звуча налилися водою, И, гордо кивая махровой главою, Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро их поит студеный ручей. Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли до утра их огнем. Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь совершал караван; И следом печальный на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный; И солнце остатки сухие дожгло, А ветром их в степи потом разнесло. И ныне все дико и пусто кругом - Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним.




УТЁС

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.



Вы находитесь на странице вопроса "Основной сюжет стихотворения Лермонтова " Три пальмы"", категории "литература". Данный вопрос относится к разделу "5-9" классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "литература". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.