Размышления о творчестве Ч. Айтматова
10-11 класс
|
Чингиз Айтматов посвящал все свои произведения моральным и нравственным проблемам современности, и это ему прекрасно удалось. Наверное, впервые в нашей литературе было сказано о том, что у нас существует проблема наркомании, и даже есть целая система провоза анаши. Показано, что варварская облава на животных—дело вовсе не браконьеров, а произвол мясозаготовителей, старающихся любыми средствами выполнить план по мясосдаче. Было сказано, что существуют люди верующие, искренне верящие в бога. Писатель показывает нам красоту, благополучие степи, живущих в ней волков, пока туда не пришли люди. Раздумья волчицы настолько естественны, ее горе так велико, что хочется повернуть время назад и помочь ей. Главным героем “Плахи” является Авдий Каллистратов, человек Христа. У волчицы и Авдия есть общая черта: Авдий проповедует милосердие и волчица милосердно относилась к людям, когда они не делали ей зла, она пощадила самого Авдия, “полуголодного и беззащитного”, когда он захотел поиграть с ее волчатами. Авдий вступает на путь спасения людей, потерявших последние крупицы совести: наркоманов, алкоголиков и пьяниц. Он представил себя спасителем и этим вступил на путь гибели. В конце романа он действительно погибает, распятый на дереве, как Христос, в которого Авдий верил, проповедуя добро, он везде сталкивается с непониманием. За то, что он хотел “наставить на путь истины” гонцов, они же его и избили до полусмерти. Автор “Плахи” ненавидит “гонцов”, людей жалких, нуждающихся в наркотиках; ненавидит загонщиков в облаве: тех, что нападают толпой, скопом и зверски убивают тысячи сайгаков. Но не только ненавидит автор этих героев. Он, например, жалеет Леньку. Совсем еще мальчик, он уже второй раз едет с “гонцами” за анашой. Он прочно увяз в этой компании, а из нее дорога ведет только в тюрьму. В ненависти писателя есть и капля жалости к людям, не имеющим силы воли, чтобы отказаться от бутылки водки или от сытой жизни на деньги, заработанные продажей “зелья”. За бутылку загонщики готовы убить, растерзать Авдия, хотя несколько минут назад они жалели его. Но стоит их припугнуть, сказать, что они “не получат ни капли, и вся их жалость мгновенно “испаряется”. Люди превращаются в зверей, в то время когда звери живут и страдают, как настоящие люди. Волчица Акбара оказалась человечнее многих людей, три раза пыталась она завести потомство и каждый раз ее волчата погибали от руки человека. И все же она пощадила беззащитного, а загонщики Авдия не пощадили, они захотели его уничтожить и сделали это. Чингиз Айтматов написал много произведений, над которыми стоит задуматься и поразмыслить. Это такие произведения, как “Первый учитель”, “Белый пароход”, “Плаха”. В них автор поднимает различные моральные проблемы, раскрывает внутренний мир личности, ожесточение, очерствение современного человека, его бездушное отношение к другим людям.
Другие вопросы из категории
Читайте также
1. "Искусство-одно из средств различения доброго от злого" Л.Т.Толстой
2. " Первая ступень всякого творчества есть самозабвение" Пришвин
3. " Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творчеством" Гоголь
Помогите пожалуйста, очень нужно
средства были любимы им? Приведите пример говорящих фамилий из истории одного города В творчестве какого писателя сатирика фамилии-клички получили социальное значение? Какова роль фантастики в романе история одного города?
свободолюбивая 3. «К Чаадаеву»
Г) назначение поэта и поэзии 4.»Пророк»
5. «Я помню чудное мгновенье»
6. «Зимнее утро»
11. Назовите художественный прием:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья _____________________________
12. Из какого стихотворения предыдущие строки ?________________________________
13. Прокомментируйте строчки:
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Определите художественный прием выделенного отрывка, запишите его название:
Здесь барство дикое, без чувства, без закона_____________________________
Присвоило себе насильственной лозой__________________________________
И труд, и собственность, и время земледельца.
15. Кому посвящены строчки?
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил, когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил. __________________________
16. Определите художественные приемы в данном отрывке (построчно):
Лети, корабль, неси меня к пределам дальним 1___________________________
По грозной прихоти обманчивых морей, 2________________________________
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей…
Шуми, шуми, послушное ветрило…3_____________________________________
17. Какова основная мысль стихотворения «Анчар»?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. Соотнесите имена женщин и названия ст-й, посвященных им:
А) «Я помню чудное мгновенье» 1. А.П.Керн
Б) «Мадонна» 2. Н.Н. Гончарова
19. Почему в творчестве Пушкина 5 стихотворений «19 октября»?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20. О каком нерукотворном памятнике говорится в одноименном стихотворении?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
21. Какие 2 исторические личности упоминаются в ст-и «К морю»:
_____________________________________________________________________________
22. Определите размер стихотворения:
А/Снова тучи надо мною
Собралися в тишине,
Рок завистливой бедою
Угрожает снова мне._____________________________
Б/Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя…________________________
23. К какому роду литературы относится лирика? _________________
24. Укажите определение лирики:
1) Род литературы, в котором художественный мир произведения отражает внутренние переживания лирического героя
2) Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого
3) размышления автора, не связанные с сюжетным повествование, но включенные в произведение.
25. Какие «чувства добрые» «пробуждал» А.С.Пушкин в своей лирике?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________