какая роль эпиграфа в стихотворении железная дорога некрасов
5-9 класс
|
В а н я (в кучерском армячке).
Папаша! кто строил эту дорогу?
П а п а ш а (в пальто на красной подкладке),
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
Разговор в вагоне.
Как
правило, в качестве эпиграфов используют пословицы или цитаты, здесь же
приведен отрывок разговора в вагоне, разговора мальчика с отцом. Этот
разговор построен как сцена из пьесы: обозначены действующие лица, их
реплики предваряются авторскими ремарками.
По ремаркам мы можем
судить об участниках разговора: Ваня одет в кучерский армячок, это
народная одежда, а он сын генерала («папаша» в пальто на красной
подкладке, то есть в генеральской шинели). Таким образом, кучерский
армячок лишь маскарад, подделка под народность либерального «папаши».
«Строителем»
железной дороги называется «Граф Петр Андреич Клейнмихель», известный
своей жестокостью начальник строительства, скомпрометированный отставной
генерал. Дело в том, что ко времени написания стихотворения граф давно
уже умер, а имя его использовано Некрасовым как намек на деспотические
методы правления «либерального» царя. Стихотворение и направлено во
многом против либеральной эпохи Александра II. Мирные реформы, по мнению
Некрасова и его единомышленников, обрекают народ на новую кабалу, а
единственное спасение народа - революция. Революционным пафосом полно
стихотворение «Железная дорога».
Эпиграф играет роль повода для
написания стихотворения . Стихотворение является как бы ответом на
разговор, спорит с утверждением эпиграфа , что дорогу построил «граф
Петр Андреич Клейнмихель».
Другие вопросы из категории
2. Что отличало Радищева как гражданина и патриота?
Читайте также
1) Какое значение имеет в стихотворении эпиграф "Разговор в вагоне":
Ваня. Папаша кто строил эту дорогу
Папаша. Граф Пётр Андреевич Клейнмихель, душенька
2) Перечитайте первую часть стихотворения . Что вы можете сказать о человеке , который так увидел картину природы? Как картина природы связана с последующим разговором автора с соседями по вагону ?
3) Почему Некрасов называет голод царём ? В чём проявляется власть этого царя?
4) как вы понимаете строки:
Многие-в старшной борьбе,
к жизни воззвав эти дебри бесплодные,
гроб обрели здесь себе?....
какая мысль выражена антитезой?
5) Почему стихотворение обращено к детям?
6)Как вы думаете , почему поэт начинает рассказ о строительстве железной дороги описанием прекрасной осенней природы? Почему поэт , а вслед за ним и актёр акцентирует слова : славная осень ; покой и простор; морозные ночи; ясные , тихие дни; нет безобразия в природе; всё хорошо под сиянием лунным.
7) Какой приём использовал поэт , сначала дав описание осени , а затем показав страшную картину строительства железной дороги ? как актёр средствами художественного чтения воспроизводит этот приём ?
8) Железная дорога-стихотворение о далёком прошлом . Как вы считаете , есть ли в нём мысли , современные и для наших дней ? Найдите эти строки .
Главная мысль стихотворения железная дорога Некрасов (из текста)