какие мысли автора в произведение Тургенева "Голуби"
10-11 класс
|
Приступая к анализу текста, прежде всего могу отметить, что это
произведение лирическое, то есть в нем отражаются переживания, чувства и
мысли автора в связи с жизненными впечатлениями.
Какие же чувства, переживания передает Иван Сергеевич Тургенев в
этом стихотворении в прозе? Каким настроением оно проникнуто?
Стихотворение начинается с описания природы перед грозой, а
затем и во время грозы. И оба эти описания передают чувство тоски и
тревоги.
Природа перед грозой видится автору как что-то тяжелое, давящее:
душный воздух, солнце светило тускло, туча лежала грозной громадой, все
изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей, смутно было на
душе, злая туча, тоскливое томленье, туча давила, пухла и темнела,
жестокая тишь...
Автор ждет, когда же разрешится это тоскливое томленье: Ну скорей же, скорей!.. Двинься, покажись, пролейся, злая туча...
И вот, наконец, сорвалась буря - и пошла потеха! (слово потеха
употреблено в двнном случае не в значении "развлечение", а в смысле
"неразбериха".)
Автор описывает бурю, употребляя глаголы: (буря) сорвалась;
визжит, мечется (ветер), мчатся (облака); (все) закрутилось, смешалось;
закачался (ливень); (молнии) слепят, стреляет (гром)...
Создается впечатление хаоса, сумбура, разрушительной силы,
которое выражается и другими, кроме глаголов, средствами
выразительности: (ветер мечется) как бешеный; в клочья разорванные
(облака), рьяный (ливень); (стреляет) как из пушки...
Нет, не приносит буря успокоения автору, в ней нет гармонии,
умиротворения, автору видится буря как злая сила ("...запахло серой", -
говорит он)...
Тревожное состояние лирического героя объясняется его
одиночеством. Об этом автор говорит в конце: "… я один... один, как
всегда". (Вспомним, стихотворение написано в 1879 году в Париже, где
Тургенев жил много лет и очень тосковал о родине, куда не мог поехать,
так как был смертельно болен.) Однако так ли безрадостно самочувствие
Тургенева? Так ли безнадежно-тоскливо его настроение?
Чтобы ответить на эти вопросы, определим, какую роль в передаче
настроения автора играют два белых голубя, которых он сначала видит как
два белых комочка на фоне назревающей бури, а затем - спрятавшимися под
навесом крыши...
Совсем с другой интонацией, с другим настроением говорит о них автор, выражает иные чувства:
Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком
сидят два голубя - и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел
и, может быть, спас.
Нахохлились оба - чувствуют каждый своим крылом крыло соседа...
Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них...
При виде этой картины у автора возникает чувство умиротворения,
спокойствия и гармонии, и все предшествующие чувства освещаются этим
новым ощущением. Автор как бы говорит: пускай я один (один, как
всегда...), но в жизни много прекрасного, когда в ней есть дружба,
взаимовыручка тепло, сердечность и спокойствие. Важность этого эпизода
для самочувствия лирического героя подтверждает заголовок стихотворения;
ведь оно озаглавлено словом "Голуби".
Таким образом, несмотря на то, что лирический герой испытывает
чувство тоскливого одиночества, определяющее настроение стихотворения -
светлая поэтическая грусть о жизни, а не отчаяние. В этом и заключается
главная мысль произведения, построенного на основе противопоставления
двух разных ощущений лирического героя. Это противопоставление выражено
автором в третьем от конца произведения абзаце, который начинается
противительным союзом "но" (но под навесом крыши).
Другие вопросы из категории
1. Пахома: "Здесь богатырь народ.."
2. Власа: "Куда уж нам бахвалиться.."
подготовиться, нужно будет учителю в устной форме все высказать)
становище
2 соціальний статус
3 що цінує в людах
4які книжки читає
5 що для неї означають гроші
6 чи є в енї акторські здібності
чи здатна померти заради свого коханого
Читайте также
Всё умирает на земле и в море,
Но человек суровей осуждён:
Он должен знать о смертном приговоре,
Подписанном, когда он был рождён.
Но сознавая жизни быстротечность,
Он так живёт наперекор всему, -
Как будто жить рассчитывает вечность
И этот мир принадлежит ему.
(Самуил Маршак)
Что можно написать по данной цитате, какие мысли, рассуждения? прошу проанализировать
С какой целью автор указывает точную дату в романе и дл чего рассказывает об исторических событиях?
твенными? С какой целью автор указывает точный возраст своего героя? (Господин из Сан-Франциско)
ничему не научил своего ученика.Укажите фамилию героини, которая в ярости собирается «прибить до смерти своих слуг» из-за несостоявшегося похищения Софьи.Назовите дату постановки комедии в театре, в каком театре была впервые представлена комедия?Назовите героя, который учил Митрофана математике.Кому из героев принадлежат слова «Не хочу учиться, хочу жениться»?Кто из героев «отошёл от двора без деревень, без чинов… но сохранил душу, честь, правила»?Назовите жанр произведения.В чьи уста вложил Фонвизин свои сокровенные мысли?Почему Простакова мечтает женить Митрофана на Софье?Какой эпозод является кульминацией произведения?Письменно ответить на вопрос:Что вкладывает автор «Недоросля» в понятие «злонравие»?
"Портрет", и О.Уальд "Портрет Дориана Грея")
2)Только ли об искусстве эти произведения?Какие мысли натолкнули вас они?Какие выводы можно сделать прочитав и просмотрев произведения?
3)Просмотрев фильм "портрет Дориана Грея" какие обнаружили сходства с произведениями(Моцарт и Сальери,Портрет,Лермонтов "Демон") русских писателей?