Необходимо выполнить все 3 пункта по произведению Солженицына "Один день Ивана Денисовича":
10-11 класс
|
1) Определить жанр и доказать его принадлежность.
2) Охарактеризовать лагерную жизнь на примере образов. (как приспосабливались)
3) Значение этого произведения для живущих в советском союзе. (идея).
Объём: 1-2 странице текста написанного в тетрадке в клеточку.
Напечатайте ответы на все 3 вопросы.
Время сдачи: до завтра.
1. Жанр: повесть
Признаки: сюжет сосредоточен вокруг одного главного героя (Ивана Денисовича), происходящее в повести совпадает с происходящим того времени (осуждают невиновных), название связано с именем главного героя (Иван Денисович).
2. Лагерная жизнь трудна. Автор рассказывает нам день заключённого с точностью, так как сам был в лагерях. Главное правило - не унижаться, иначе человека не будут уважать в тюрьме. Отчётливо это видно на примере Фетюкова: он выпрашивает покурить, не брезгует подбирать грязные окурки. Вторым правилом является то, что нельзя попасться на "шмоне" (обыске). В противном случае заключённого поместят в карцер, где можно только стоять. Также трудно жить, так как зэков водили на работы зимой, но им не разрешали тепло одеваться, даже когда Иван Денисович оделся потеплее в рваные ткани, его всё равно заставили всё снять. И ещё одним немаловажным критерием жизни в лагере является уважение заключённых друг к другу. Они зовут друг друга по имени и отчеству, что свидетельствует о том, что они пытаются сохранить хоть какое-то общество. Также Иван Денисович в столовой снимает шапку, т. к. некультурно сидеть в головном уборе в помещении. Таким образом, жизнь в лагере трудна, но при взаимоуважении она становится легче.
3. Эта повесть рассказала советским людям правду о деятельности Сталина. Она открыла глаза тем, кто восхвалял вождя, жестокого и несправедливого человека. Автор протестует против ошибочных приговоров, против того, что люди теряют 10 (как Иван Денисович), а то и по 25 лет (как Кильдигс) жизни ни за что.
Другие вопросы из категории
Читайте также
художественный конфликт рассказа 3)Охарактеризуйте художественную идею Солженицына воплощенную им в рассказе "Один день Ивана Денисовича"
нечеловеческих условиях остаются Людьми
Вопросы к повести А.И.Солженицына
«Один день Ивана
Денисовича»
1. Когда и где была напечатана повесть А.И.
Солженицына?
2. Кто же такой Иван Денисович?
3.
Как бы вы ответили на простой расчет Шухова: "не подпишешь – бушлат
деревянный, подпишешь – хоть поживешь еще малость".
4.
В чем смысл названия повести?
5.
Как вы понимаете привычку Шухова: "Так и вся жизнь у зэка, только и
высматривай, чтоб на горло тебе не кинулись".
6.
Объясните и расскажите об этом страшном законе лагеря: " Кто кого сможет,
тот того и гложет".
7.
Сформулируйте свою мысль. Как это вы понимаете?
8. Жена пишет Шухову: “С войны самой ни одна
живая душа в колхоз не добавилась: парни все и девки все, кто как ухитрится,
уходят повально или в город на завод, или на торфоразработки. Мужиков с войны
половина вовсе не вернулась, а какие вернулись – колхоза не признают: живут
дома, работают на стороне... Тянут же колхоз те бабы, каких еще с тридцатого
года загнали, а как они свалятся – и колхоз сдохнет".
Почему Шухову этого-то
и не понять никак: живут дома, а работают на стороне?
9. Расскажите о
его товарищах по бригаде.
10. О каких
праздных воспоминаниях не хочется думать Шухову? Здешняя жизнь трепала его от
подъема до отбоя, не оставляя праздных воспоминаний".
11. За что
уважают Ивана Денисовича его товарищи?
12. О ком это
говорится? " Разобраться, так жаль его. Срока ему не дожить. Не умеет он
себя поставить". "Пока в бараке живешь – молись от радости и не
попадайся".
13.Получает ли ответ Иван Денисович на свой вопрос? "Христос тебе
сидеть велел, за Христа ты и сел. А я за что сел? За то, что в сорок первом к
войне не приготовились. За это? А я при чем?"