помогите пожалуйсто ... Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа После бала?
5-9 класс
|
Мне кажется, Толстой использует приём контраста. Это можно подтвердить, проследив за многочисленными деталями в первой и второй частях рассказа. Например: на балу чувства (блаженство,влюблён,весёлый,бойкий) после бала (стыд,досада,тоска,любовь сошла на нет), цвета на балу (белый,розовый,светлый,румяный) после бала (чёрный,красный,пёстрый), звуки на балу (мазурка,кадриль,вальс,полька) после бала (барабан,флейта,неприятная визжащая мелодия,крик,всхлипывания) и т.д.
Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» посвящен событиям жизни России времен Николая I. Это было время сурового правления царя, напуганного восстанием декабристов и усилившего реакцию в общественной жизни. Рассказ композиционно состоит из двух частей: история героя на балу и после бала. Судя по заглавию, ясно, что «после бала» и для героя, и для автора происходящие события гораздо более важны.
Повествование ведется от лица героя, Ивана Васильевича. Рассказчик вспоминает историю своей молодости, а потом слушатели высказывают свое мнение об этом. Такое построение называется рассказом с «обрамлением», дающим возможность плавно и ненавязчиво рассказать о том, что интересует героя. Поставлена нравственная проблема, а воспоминания Ивана Васильевича должны разрешить ее.
Две части рассказа резко противопоставлены друг другу по своему построению, эмоциональной и художественной атмосфере, идейному содержанию. Этот композиционный прием называется антитезой. В первой части, на балу, герой влюблен и счастлив. Преобладает радостное, восторженное настроение, атмосфера праздника: музыка, танцы, нарядные гости, веселье. «Бал был чудесный», – вспоминает герой; его девушка Варенька прелестна и весела, ее отец – красивый старик, полковник, с такой же, как у дочери, ласковой, радостной улыбкой. Герой счастлив так, что не мог уснуть, готовый любить весь мир. А во второй части рассказа все изменилось. Выйдя на прогулку, герой забрел на большое поле, где собралось «что-то большое, черное» – строй солдат. Слышалась совсем другая, «жесткая, нехорошая музыка». А сцена наказания солдата так страшна и жестока, что настроение героя становится совсем другим. Иван Васильевич увидел в этой обстановке Варенькиного отца, и на сердце у него теперь «была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска».
Такой композиционный прием нужен автору для того, чтобы острее показать нравственные проблемы, встающие перед героем, а в обрамлении, завершающем рассказ, раскрыть выбранное им решение.
Другие вопросы из категории
1)Михаил Иванович Глинка
2)Пётр Ильич Чайковский
3)Модест Петрович Мусоргский
Читайте также
себе и рациональное, и эмоциональное начала.
2. Действующее лицо художественного произведения называется:
а) образом;
б) персонажем;
в) типом.
3. Тема произведения - это:
а) главная идея;
б) объект отражения;
в) конкретная описанная ситуация.
4. Идея произведения - это:
а) то, что хотел сказать автор;
б) нравственный «урок» произведения;
в) главная обобщающая мысль произведения.
5. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы?
а) да;
б) нет;
в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.
6. Композиция - это:
а) последовательность событий и действий;
б) движение произведения от завязки до развязке;
в) последовательность частей и элементов произведения.
7. Описание автором собственной жизни называется …
а) жизнеописанием;
б) автобиографией;
в) портретом.
8. Пояснение автора, которым сопровождаются поступки героев, интонации их речи, жесты, бстановка действия называется …
а) мезансцена;
б) картина;
в) ремарка.
9. Кому из литературных героев принадлежат слова: «Казнить так казнить, миловать так миловать - таков мой обычай»?
а) Мишка Копылев, «Возвращение Копылева», Л. Леонов
б) Пугачёв, «Капитанская дочка», А.С. Пушкин
в) Аммос Фёдорович, «Ревизор», Н.В. Гоголь
10. Какая героиня была на балу в белом платке с розовым поясом, в белых лайковых перчатках и в белых атласных башмачках?
а) Анна Андреевна
б) Ася Гагина
в) Варенька Б.
11. Какой герой часами сидел с сыном у микроскопа, исследуя микробов?
а) Андрей Ерин
б) Пётр Гринёв
в) Мишка Копылев
12. Где Н.Н. познакомился с Гагиными?
а) В Англии
б) В Германии
в) В России
13. Из какого стихотворения взягы строчки и кто их автор?
В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поёт,
Пролежал бы всю ночь до утра я.
Запрокинув лицо в небосвод.
а) С. Есенин «Край любимый»
б) Н.Заболоцкий «Я воспитан суровой природой»
в) М. Лермонтов «Кавказ»
14. Из какого стихотворения взягы строчки и кто их автор?
Я счастлив с вами, ущелья гор,
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, вспоминая тот взор...
а) Н. Рубцов «Во время грозы»
б) Н.Заболоцкий «Я воспитан суровой природой»
в) М. Лермонтов «Кавказ»
15. Какая была фамилия у М. Горького?
а) Пешков
б) Рудин
в) Горький
16. Повествование в «Капитанской дочке» ведётся от лица:
а) автора;
б) повествователя;
в) Петра Гринёва.
17. Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:
а) былины;
б) Библии;
в) древнерусских летописей.
18. К какому литературному направлению можно отнести поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
а) сентиментализм;
б) реализм;
в) романтизм.
19. Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?
а) антитеза;
б) ретроспектива;
в) последовательность излагаемых событий.
20. Каков тип композиции рассказа «После бала»?
а) рассказ в рассказе;
б) повествование от первого лица;
в) последовательное авторское изложение событий.
21. Василий Тёркин:
а) историческая личность;
б) сказочный герой;
в) собирательный образ.
22. Какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии «Ревизор»?
а) юмор;
б) сарказм;
в) сатира.
Составьте рассказ "Полковник на балу и после бала"
4Раскройте смысл названия произведения
5 Расскажите об Иване Васильевиче, его отношении к жизни. Почему в мировосприятии героя происходят контрастные изменения?
6 Какую обстановку и почему создает автор в первой части рассказа?
7Кем является в произведении Иван Васильевич - автором, рассказчиком или героем
Оперируя фактами, докажите, что рассказ "После бала" - пример реалистического отражения действительности в художественной литературе.
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА
1. Главное содержание содержится в 1 или во 2 части? Почему?
2. Для чего вводится 1 часть в рассказ? Какую роль играет?
3. Расскажите о полковники на балу и после бала.
4. Какой художественный прием использует писатель в данном описании? Почему?
5. Почему любовь к В.,, сошла на нет"
Пускай орел за облаками
Встречает молнии полет
И неподвижными очами
В себя впивает солнце свет.
Но нет завиднее удела,
О лебедь чистый, твоего —
И чистой, как ты сам, одело
Тебя стихией Божество.
Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон —
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружен.
1) Какой художественный прием положен в основу образно-смыслового построения стихотворения?
2) Найдите тропы, с помощью которых создается образ орла и образ лебедя? Объясните, как вы понимаете смысл образных выражений: впивает солнца свет, лебедь чистый.
3) Какие синонимы можно подобрать к эпитетам чистый и чистой?
4) Раскройте образный смысл третьей строфы стихотворения. Объясните смысл выражения: двойною бездной, всезрящий сон, тверди звездной.
5) Определите тему и основную мысль стихотворения.
И говорит ему: "Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?"
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры*;
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,
"Изрядно, - говорит, - сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился",
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул - и полетел за тридевять полей.
Избави бог и нас от этаких судей.
1 Определите размер , которым написана басня
2 Укажите какой художественный приём лежит в основе сюжета басни Дайте определение этого приёма
3 Охарактеризуйте предмет речи (тему ) в данной басне
4 Прокоментируй те пафос ( основной эмоциональный тон ) басни
5 Укажите к какому роду литературы относится басня и обоснуйте свой ответ
6 Охарактеризуйте композицию басни , выделив в её содержании основные части
7 Объясните как лексика помогает автору охарактеризовать героев басни