озыв о рассказе шмелёва "как я стал писателем"
5-9 класс
|
«Как я стал писателем»
И. С. Шмелев — тоже новое для
восьмиклассников имя. По мнению литературоведов, Замоскворечье —
духовный исток его творчества. Здесь он родился, вышел из
торгово-промысловой среды.. .
Отец писателя строил на
Москве-реке мосты, купальни, паромы, бани, иллюминировал город в
праздники. Семья была патриархальной, отличалась истовой религиозностью.
Первой важной и мудрой школой, по словам писателя, был двор.
Увлечения Шмелева были разнообразными. Помимо обучения на юридическом
факультете Московского университета, он интересовался ботаническими
открытиями К. Тимирязева. Первый его литературный труд — зарисовка из
народной жизни «У мельницы» , затем были рассказы, повести. Началась
переписка с Горьким. Главной заслугой и новаторством писателя было
перевоплощение в своего героя. Кроме того, его отличает тематическое
разнообразие произведений: дворянская усадьба и артистическая
интеллигенция, тихое житье прислуги и пр.
Февральскую
революцию Шмелев встретил восторженно (он совершает много поездок по
России, выступает на собраниях, митингах) . В 1922 году писатель, по
приглашению И. А. Бунина, приезжает сначала в Берлин, затем в Париж.
Начинается эмиграция, а с ней приходит и тоска по родине. «Доживаем свои
дни в стране роскошной, чужой. Все — чужое» , — напишет он позднее.
Последние годы Шмелев проводит в одиночестве, испытывая тяжелые физические страдания.
Высокую оценку дал писателю А. Куприн, назвав его последним и
единственным из русских писателей, у которого можно учиться богатству,
мощи и свободе русского языка.
В 8 классе мы предлагаем
школьникам познакомиться с его рассказом «Как я стал писателем» . Он
интересен тем, что хорошо передает время и жизнь человека внутри
общества. Кроме того, еще в 7 классе школьники стали знакомиться с
лабораторией писателя, задумываться над тем, какой сложный путь должен
пройти писатель до создания настоящего художественного произведения.
Шмелев показывает, как начинался его путь, как подошел писатель к своему
первому рассказу, как помогли ему уроки литературы, работа над
сочинением.
На этом уроке можно начать разговор о том, как
работали другие писатели, какова была их творческая лаборатория. Даже
несколько упоминаний о том, как любил сокращать свои произведения А. П.
Чехов, как переделывал множество раз свои тексты Л. Н. Толстой, может
быть вступлением к разговору о рассказе Шмелева.
Затем учащиеся пересказывают текст (кратко, подробно, выборочно) .
Как проявляется в тексте рассказа характер самого автора — об этом и будет основная беседа с учащимися после чтения рассказа...............
Другие вопросы из категории
Читайте также
сочинение", "Отзыв на рассказ Шмелёва "Как я стал писателем"