Статистика
Всего в нашей базе более 4 327 663 вопросов и 6 445 978 ответов!

Пожалуйста, помогите Сравнительный анализ лирики Фета "Шёпот, робкое дыханье" и "Я пришёл к тебе с приветом"

10-11 класс

Zabelin04 08 апр. 2015 г., 9:35:05 (9 лет назад)
Рейтинг
+ 0 -
0 Жалоба
+ 0 -
Amaimoha
08 апр. 2015 г., 10:46:28 (9 лет назад)

Изучая творчество Фета, мы уже заметили одну важную особенность его поэтики: он предпочитает не говорить о самом главном напрямую, ограничивается прозрачным намёком. Самый яркий пример такого рода — стихотворение “Шёпот, робкое дыханье...”.

Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..

Обратите внимание: все три строфы этого стихотворения нанизаны на одну синтаксическую нить, образуют одно-единственное предложение. Пока не станем объяснять, зачем это Фету нужно; вернёмся к этому позже. Пока же задумаемся вот над каким вопросом: что в этом длинном предложении главное, а что второстепенное? На чём сосредоточено внимание автора?

Может быть, на ярких, метафорических описаниях предметного мира? Ведь не случайно Фет создаёт разнообразную цветовую гамму: тут и серебро ручья, и пурпур розы, и тёмно-жёлтый “отблеск янтаря” в предрассветных “дымных тучках”.

Или он прежде всего стремится передать эмоциональное впечатление, восторг от наступающего рассвета? Недаром столь окрашены личным отношением эпитеты, которые он подбирает: сонный ручей, волшебные изменения, милое лицо...

И в том, и в другом случае понятна и оправданна “странность” этого стихотворения: в нём нет ни одного глагола! Глагол как часть речи неразрывно связан с идеей движения, с категорией изменчивого времени. Если бы поэт хотел во что бы то ни стало создать образпространства, донести до читателя свой душевный настрой, ему не жаль было бы пожертвовать целой частью речи, отказаться от глагольного движения. И в таком случае больше не нужно было бы гадать, почему границы предложения не совпадают у него с границами строф. Это предложение — сплошь назывное, ему незачем дробиться на синтаксические отрезки, оно охватывает картину жизни целиком, сразу.

Но в том и дело, что для Фета образ пространства — не главное. Он использует статичное описание пространства прежде всего для того, чтобы передать движение времени.

Ещё раз прочитайте стихотворение.

Когда, в какой момент оно начинается? Задолго до рассвета: ручей ещё “сонный”, светит полная луна (потому ручей, отразивший её, превратился в “серебро”). Ночной покой царит в небе и на земле. Во второй строфе кое-что меняется: “свет ночной” начинает отбрасывать тени, “тени без конца”. Что это значит? Пока не до конца понятно. Либо ветер поднялся и деревья, качаясь, колеблют серебряный свет луны, либо предрассветная рябь пробежала по небу. Тут мы вступаем в пределы третьей строфы. И понимаем, что рассвет и впрямь зарождается, уже видны “дымные тучки”, они взбухают красками зари, которая и торжествует в последней строке: “И заря, заря!..”

И тут самое время спросить себя ещё раз: о чём это стихотворение? О природе? Да нет же, о любви, о свидании, о том, как незаметно летит время наедине с возлюбленной, как быстро проходит ночь и наступает рассвет. То есть о том, о чём прямо в стихах не говорится, на что поэт лишь полустыдливо намекает: “Шёпот... И лобзания, и слёзы...” Именно поэтому он отказывается дробить своё поэтическое высказывание на отдельные предложения. Именно поэтому избирает “торопливый” ритм хорея, чередует строки из четырёх и трёх стоп. Ему важно, чтобы стихотворение читалось на одном дыхании, разворачивалось и проносилось стремительно, как время свидания, чтобы ритм его бился взволнованно и учащённо, как любящее сердце.

 

Ответить

Другие вопросы из категории

В интернете гуляет такая штука: те, кто изучает хороводы, - хороводоведы;

те, кто любит тех, кто изучает хороводы, - хороводоведофилы;
те, кто ненавидит тех, кто любит тех, кто изучает хороводы, - хороводоведофилофобы;
те, кто пожирает тех. кто ненавидит тех, кто любит тех, кто изучает хороводы, - хороводоведофилофобофаги
Кто такие крокодилофилофагофобы?
(А) те, кто пожирает тех, кто ненавидит тех, кто любит крокодилов;
(Б) те, кто любит тех, кто ненавидит тех, кто пожирает крокодилов;
(В) те, кто изучает тех, кто ненавидит тех, кто пожирает тех, кто любит крокодилов;
(Г) те, кто ненавидит тех, кто пожирает тех, кто изучает крокодилов;
(Д) те, кто ненавидит тех, кто пожирает тех, кто любит крокодилов.

Помогите, пожалуйста , с ответом

Читайте также

Помогите, пожалуйста. Ответьте на вопрос по стихотворению Фета "Шепот, робкое дыхание"

Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..

Помогите найти художественные средства выразительности

Помогите с анализом стихотворения Фета:

Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело.
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица роза,
Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.



Вы находитесь на странице вопроса "Пожалуйста, помогите Сравнительный анализ лирики Фета "Шёпот, робкое дыханье" и "Я пришёл к тебе с приветом"", категории "литература". Данный вопрос относится к разделу "10-11" классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "литература". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.