Статистика
Всего в нашей базе более 4 327 657 вопросов и 6 445 963 ответов!

Определите филосовскую тему и художественный смысл (идею) стихотворения А.С. Пушкина "Пора, мой друг, пора!"

5-9 класс

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить... И глядь — как раз —умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.

Tolyan87 03 окт. 2014 г., 7:54:11 (9 лет назад)
Рейтинг
+ 0 -
0 Жалоба
+ 0 -
Mrhouse2000
03 окт. 2014 г., 10:18:35 (9 лет назад)

Существует предание о том, что Александр Пушкин загодя знал о своей гибели на дуэли. Такую смерть нагадала ему цыганка и даже предрекла, что убийцей поэта будет светловолосый молодой человек. Сам Пушкин в это предсказание верил и не верил одновременно. Начнем с того, что поэт никогда не был заядлым дуэлянтом и на оскорбления предпочитал отвечать не пулей, а едкой эпиграммой. Впрочем, поэт не предполагал, что в роковой дуэли 1837 года он будет отстаивать честь своей супруги, поступиться которой он не имел права. Однако все это произойдет несколько позже, а в 1834 году поэт создает стихотворение «Пора, мой друг, пора», очевидный смысл которого становится понятным только после роковой гибели автора этих строк.

Стихотворение состоит из двух четверостиший, которые, на первый взгляд, по смыслу совершенно противоречат друг другу. Обращаясь к самому себе, Пушкин словно бы говорит в первом из них, что дни его сочтены. «Покоя сердце просит», — прислушиваясь к внутренним мироощущениям, отмечает поэт. Но при этом речь идет не о банальном отдыхе и попытках избавиться от повседневной суеты, потому как поэт чувствует, что «каждый час уносит частичку бытия».

Поэт еще полон сил и не хочет думать о смерти. Однако предсказание цыганки не выходит у него из головы, поэтому он философски замечает, что мы «предполагаем жить, и глядь – уже умрем». Однако переход в мир иной пот воспринимает не как трагедию, а как долгожданное освобождение от земных обязательств. И именно об этомПушкин рассказывает во втором четверостишии, пытаясь донести до читателя простую мысль о том, что «на свете счастья нет». Конечно, поэт несколько лукавит, потому что искренне любит жизнь во всех ее проявлениях. Однако он устал от постоянных унижений и необходимости решать повседневные проблемы, поэтому признается: «Давно, усталый раб, замыслил я побег». Поэт мечтает уединиться в «обитель дальнюю трудов и чистых нег», что можно расценить, как попытку оставить службу и перебраться в Михайловское. Однако у финальной строчки этого стихотворения более глубинный смысл: Пушкин действительно предвидит собственную гибель, однако воспринимает это как дар небес. Подтверждают эту догадку и воспоминания современников поэта, которые были очевидцами жестокого унижения Пушкина, получившего в 1834 году звание камер-юнкера, присуждаемое 17-летним юношам. Поэт готов был в прямом смысле слова умереть от стыда и считал, что это – самый лучший выход из сложившейся ситуации.

Ответить

Другие вопросы из категории

Художественные средства выразительности в стихотворение Н.А,Заболоцкого"Завещание"

Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,
Когда мильоны новых поколений
Наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы,—
Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
Пусть приютит меня зеленый этот лес.

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему.

Над головой твоей, далекий правнук мой,
Я в небо пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.

Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могил — томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

Не я родился в мир, когда из колыбели
Глаза мои впервые в мир глядели,—
Я на земле моей впервые мыслить стал,
Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,
Когда впервые капля дождевая
Упала на него, в лучах изнемогая.

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.

Кто читал рассказ Даноко?Помогите ответить на вопрос плииз.

Чем отличается,по вашему мнению,Данко от окружающих его людей?Подчеркните особенность поведения Данко и отношение к его поступку спасённых им людей.

Читайте также

Анализ стихотворения"Пора мой друг пора" Пушкина

1 Определить главную тему и все возможные!
2 выделить строки в которых заключена главная мысль все стихотворения
3 художественные средства и указать какие именно!

что такое свобода в стихотворениях А.С.Пушкина?

1)к Чаадаеву
2) Анчар
3)Деревня
4)Пора, мой друг, пора!
по всем четырем стихотворениям нужно написать что же такое свобода в каждом стихотворении
Пожалуйста помогите даю 46 баллов!

Помогите пожалуйста, кто может, нужно ответить на вопросы по стихотворению пророк, я плохо понела смысл этого стихотворения по этому прошу

помощи...Стихотворение Пророк написал Пушкин, вот вопросы:1). Подумайте, о каком перепутье говорит поэт в начале стихотворения, ведь известно, что в пустыне нет природного перепутья. Как можно преодолеть это перепутье? 2). Проследите, как обыкновенный человек превращается в выразителя высших истин. Почему преображению героя посвящена большая часть стихотворения? 3). Прокомментируйте высказывания известного пушкиниста. В. Непомнящего о 3-й части стихотворения:"...Сюжет стихотворения-встреча с Богом. Но она происходит-"И Бога глас ко мне воззвал"-после того, как совершилось преображение героя, "влачившегося" "в пустыне мрачной", а теперь лежащего, "как труп", в пророка....И преображаемый человек начинает видеть и слышать великую истину...." Какую великую истину открывает для себя герой стихотворения? Продолжите фразу:поэт не может творить до тех пор, пока....4). Понаблюдайте, как создается торжественный тон стихотворения. Определите, чем необычны его лексика и синтаксис, в чем заключается роль архаизмов и славянизмов. Обратите внимание на выбор слов(например, не орел, а орлица), на изменение значений некоторых слов. Так во времена Пушкина слово прозябанье расматривалось как производное от глагола расти, произрастать. 5). Существует несколько интерпретаций этого стихотворения:пророк-образ идеального поэта, превращенного Богом в творца; пророк-образ целостного и окончательного перерождения личности вообще; пророк Пушкина-это только библейский пророк. Какую точку зрения разделяете вы? В чем видите смысл стихотворения? Кто поможет, ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!

ПИСЬМЕННО проанализировать его по следующему плану: 1. Автор и название стихотворения 2. История создания (если известно) 3. Тема, идея, основная мысль

(о чём стихотворение, что автор пытается донести до читателя, есть ли сюжет, какие образы создаёт автор). 4. Композиция лирического произведения. - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; - как выражает автор это чувства, используя средства композиции - какие образы создаёт, какой образ за каким следует и что это даёт; - одним ли чувством пронизано стихотворение или можно говорить об эмоциональном рисунке стихотворения (как одно чувство перетекает в другое) - представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли? Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод? 5.Поэтическая лексика какие средства художественной выразительности использует автор?(примеры) Зачем автор использует тот или иной приём? 6. Образ лирического героя: кто он?(сам автор, персонаж), Не пугай меня грозою: Весел грохот вешних бурь! После бури над землею Светит радостней лазурь, После бури, молодея, В блеске новой красоты, Ароматней и пышнее Распускаются цветы! Но страшит меня ненастье: Горько думать, что пройдет Жизнь без горя и без счастья, В суете дневных забот, Что увянут жизни силы Без борьбы и без труда, Что сырой туман унылый Солнце скроет навсегда!

Выбрать любое стихотворение и ПИСЬМЕННО проанализировать его по следующему плану: 1. Автор и название стихотворения 2. История создания (если

известно) 3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение, что автор пытается донести до читателя, есть ли сюжет, какие образы создаёт автор). 4. Композиция лирического произведения. - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; - как выражает автор это чувства, используя средства композиции - какие образы создаёт, какой образ за каким следует и что это даёт; - одним ли чувством пронизано стихотворение или можно говорить об эмоциональном рисунке стихотворения (как одно чувство перетекает в другое) - представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли? Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод? 5.Поэтическая лексика какие средства художественной выразительности использует автор?(примеры) Зачем автор использует тот или иной приём? 6. Образ лирического героя: кто он?(сам автор, персонаж),



Вы находитесь на странице вопроса "Определите филосовскую тему и художественный смысл (идею) стихотворения А.С. Пушкина "Пора, мой друг, пора!"", категории "литература". Данный вопрос относится к разделу "5-9" классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "литература". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.