история россии в произведениях пушкина и лермонтова
5-9 класс
|
Историческая тематика интересовала писателей во все времена. Не обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов . Два великих русских поэта и писателя обращались к прошлому своей страны, своей Родины неоднократно. Известно, что Пушкин занимался исследованием жизни и деятельности Петра I. Связанные с его именем героические страницы русской истории нашли свое отражение во многих произведениях великого поэта. Перу Пушкина принадлежит произведение в прозаической форме — историческая повесть “Капитанская дочка”. Важно, что великого классика интересовали не одни исторические события, великие битвы, но и жизнь обычных людей того времени. Пушкин прослеживал, как конкретно время и сложившаяся в стране ситуация влияют на жизнь людей, на их судьбы, характер, цели. Рассмотрим повесть “Капитанская дочка” в качестве исторического произведения . Тематикой повести является изображение исторических событий, но для автора очень важен нравственный аспект, то, как себя ведут люди в серьезной, опасной ситуации. В повести поднимаются проблемы чести, долга и совести. “Капитанская дочка” построена в виде записок очевидцев событий и обычного изображения исторических событий, личностей. Для главного героя Гринева на первом плане находятся личные проблемы. Для этого героя исторические события, достойные изучения и памяти, не представляют особой ценности, он не понимает значения происходящего. Для героя жизнь в крепости не менее значительна и важна, чем взятие Оренбурга. Дистанции между историческими лицами и обычными людьми в произведении почти не существует, но этого нельзя сказать про Екатерину II. Автор изображает императрицу возвысившейся над всеми. В этом — дух той эпохи, которую писатель избрал предметом своего изображения: Гринев — дворянин, Пугачев для него все-таки не больше чем самозванец, бунтарь, а Екатерина II — великая императрица, которую он идеализирует (здесь, кстати, слышится голос Пушкина по поводу нравов тогдашних дворян) . Построение повести традиционно для исторического произведения . Исторические лица выступают в романе как статисты, исторические события играют роль фона развития сюжета. В произведении много зарисовок, поднимаются вопросы, актуальные в ту эпоху, создается колорит конкретного времени. Конечно, “Капитанская дочка” не является единственным произведением Пушкина на историческую тему. И “Полтаву”, и “Медный всадник”, и множество менее крупных по форме произведений русский классик посвятил истории Родины.
Другие вопросы из категории
(Вопросы состоят из нескольких частей, просьба как то указывать какой ответ к какому вопросу из какой части относится.)
Часть I
1, Как вели себяя Гринёв и Швабрин во время поединка? (Глава 4)
2, Почему Петруше из дома пришло резкое письмо? (Глава 5)
3, Какую рольиграет сцена допроса пленного башкирца?
4, Как вы объясните состояние помилованного Гринёва? (Глава 7)
5, Как объяснить слова Пугачёва "Казнить так казнить,миловать так миловать."
Часть II
1, При каких обстоятельствах встречаются Гринёв и Зурин? Как изменились герои? (Глава 13)
2, Как вы оцениваете решение Маши ехать в Петербург (это жест отчаяния, последняя надежда или что то еще)? (Глава 14)
3, Дайте оценку показаниям Швабрина на суде.
Главы в скобках указаны примерно, возможны не совпадения.