Статистика
Всего в нашей базе более 4 327 663 вопросов и 6 445 976 ответов!

Как известно, до реформы орфографии 1917-1918 гг. гимназисты должны были заучивать многочисленные слова с корнями, где был «ять». Однако они точно

5-9 класс

знали, что в словах МЕТАЛЛ, КАРЕТА, СЦЕНА, ТЕАТР «ять» никогда не писался. Почему?

Alexsoldatckin 19 сент. 2014 г., 1:14:00 (9 лет назад)
Рейтинг
+ 0 -
0 Жалоба
+ 0 -
Kантон
19 сент. 2014 г., 1:48:58 (9 лет назад)

Реформа 1917–18, в результате которой из русского письма были исключены буквы «ять», «фита», «I», отменено написание Ъ в конце слов и частей сложных слов, а также изменены некоторые орфографические правила, неразрывно связана в нашем сознании с Октябрьской революцией. Первая редакция декрета о введении нового правописания была опубликована в газете «Известия» меньше чем через два месяца после прихода большевиков к власти – 23 декабря 1917 года (5 января 1918 года по новому стилю). Даже раньше декрета о переходе России на григорианский календарь! И сама дореформенная орфография обычно именуется дореволюционной и ассоциируется со старой Россией.

Подобные ассоциации сложились еще в советскую эпоху. Орфографическая реформа 1917–1918, во многом благодаря которой (этот факт нельзя отрицать) в огромной стране была в кратчайшие сроки ликвидирована безграмотность, преподносилась как завоевание революции, как заслуга исключительно советской власти. В известных, любимых несколькими поколениями читателей научно-популярных книгах о русском языке рассказы о старой орфографии сопровождались соответствующими идеологическими комментариями. Вот как описывает «борьбу с твердым знаком» Л. В. Успенский в своей знаменитой книге «Слово о словах»:

«...Спасибо полезной букве, твердому знаку!
Но это только сейчас он стал таким тихим, скромным и добродетельным.
Недалеко ушло время, когда не только школьники, учившиеся грамоте, – весь народ наш буквально бедствовал под игом этой буквы-разбойника, буквы-бездельника и лодыря, буквы-паразита. 
Тогда о твердом знаке с гневом и негодованием писали лучшие ученые-языковеды. Тогда ему посвящали страстные защитительные речи все, кто желал народу темноты, невежества и угнетения. <...>
Уже в 1918 году буква-паразит испытала то, что испытали и ее хозяева-паразиты, бездельники и грабители всех мастей: ей была объявлена решительная война. Не думайте, что война эта была простой и легкой. Люди старого мира ухватились за ничего не означающую закорючку "ъ" как за свое знамя. <...>
...Повсюду, где еще держалась белая армия, где цеплялись за власть генералы, фабриканты, банкиры и помещики, старый "ер" выступал как их верный союзник. Он наступал с Колчаком, отступал с Юденичем, бежал с Деникиным и, наконец, уже вместе с бароном Врангелем, убыл навсегда в невозвратное прошлое. Так несколько долгих лет буква эта играла роль "разделителя" не только внутри слова, но и на гигантских пространствах нашей страны она "разделяла" жизнь и смерть, свет и тьму, прошедшее и будущее...».

Ответить

Другие вопросы из категории

Читайте также

1) какое произведение Пушкин посвятил своему знаменитому предку?

2) 1811-1843г. лицейские годы, назвать друзей поэта?
3) Почему дата 19 октября для некоторых выпускников средних учебных заведений являлась праздником?
4) В 1815 в лицее состоялись публичные экзамены, где поэт читал свое стихотворение назовите это стихотворение. Какой известный поэт присутствовал на экзамене и оценил пушкина?
5) Назовите село где были созданы поэма "Цыганы" и главы из Евгения Онегина "Борис Годунов"?
6) Почему получив звание "камер-юнкера" в 1834 году пушкин был недоволен? Почему был вынужден служить в этой должности?
7) Сколько детей было у Пушкина и как их звали?
8) Где проходила дуэль Пушкина и Дантесса?
9) Кто из поэтов был рядом до конца жизни с Пушкиным когда Пушкин был ранен?

1.Какие уроки дают людям русские народные сказки?

2.Какие из них кажутся тебе особенно важными?
3.Какие поговорки могут выразить смысл этих уроков?
4.Какие известные тебе писатели пересказывали и обрабатывали русские народные сказки?

Ребят,помогите мне в этом рассказе найти какие-нибудь литературоведческие термины,пожалуйста.

Белая ворона
Прозвище "белая ворона" известно всем, однако всякий по-разному толкует его.
Моя бабушка толковала так. Белая ворона вылупилась из яйца обыкновенной чёрной вороны и ничем не выделялась из других. Но вскоре, после того как она оперилась, ей не захотелось жить, как все.
Трудно сказать, почему это произошло. То ли ей было скучно... То ли она вообразила себя необыкновенной и решила выделиться среди других... Или что-то ещё... Может быть, она была одержима жаждой славы - никто не знает.
Только вдруг ворона решила стать солисткой академической оперы.
У неё был достаточно громкий голос и, может быть, куда более звучный, нежели у других, но, к сожалению, кроме "кар-кар", она не могла выкаркнуть ни одной ноты. И вместо того чтобы разъяснить ей, что её голосовых данных недостаточно для оперного пения, над нею посмеялись. А смех, как известно, не всегда бывает хорошим лекарством. Особенно в юности. Потеряв надежду стать солисткой оперы, она решила выбрать иной путь.
- Ну что ж, буду танцовщицей. Для этого не нужен голос.
И она принялась танцевать. Но над ней снова посмеялись. Цапля сказала:
- Чтобы стать балериной, недостаточно ног и двух вороньих па - скок-прыг и прыг-скок.
Это ещё больше ранило самолюбие вороны.
- Тогда покажу, что такое высший пилотаж, - сказала она.
Однако и это вызвало смех. Громче всех смеялись щебетуньи ласточки, которые летали выше и быстрее других.
Ах, если бы они или кто-то другой объяснили вороне, что нужно применять себя в жизни по своим способностям и возможностям! Тогда бы, наверно, ворона нашла своё счастье. Но этого не произошло.
Обиженная, раздосадованная, она не захотела разобраться в себе самой и наперекор всем не остановилась.
Так бывает. Ложное самолюбие порождает больное самомнение, которое приводит к самым неожиданным результатам. В данном случае оно привело в парикмахерскую.
- Я хочу стать белой, - сказала она.
- Пожалуйста, - ответили ей.
И вскоре жизнь вороны круто изменилась. Люди кричали:
- Смотрите! Белая ворона!
Её заметили все. О ней сообщили вечерние газеты как о чуде орнитологии. Она была счастлива! Её самолюбие торжествовало. Но...
Но радость была недолгой. Когда слух о ней прошёл по всей земле, её решили поймать. Одни хотели поселить белую ворону в клетку зоологического парка, другие - превратить её в чучело для музея.
За нею гонялись день и ночь. А она ни жива ни мертва отсиживалась в кустах, пряталась в дуплах от своей шумной славы и наконец исчезла.
Никто не знает, куда она делась. Одни предполагали, что ворона погибла в когтях ястреба, который принял её за белого голубя. Кто-то, смеясь, утверждал, что она, полиняв, стала снова чёрной вороной. Было множество догадок, но это не столь важно. Важно то, что ворона обессмертила себя прозвищем всех тех, кто во что бы то ни стало хочет выделиться из других.



Вы находитесь на странице вопроса "Как известно, до реформы орфографии 1917-1918 гг. гимназисты должны были заучивать многочисленные слова с корнями, где был «ять». Однако они точно", категории "литература". Данный вопрос относится к разделу "5-9" классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "литература". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.