Статистика
Всего в нашей базе более 4 327 663 вопросов и 6 445 976 ответов!

Лексический разбор текста "Радонежские травы" А. Стрижова

5-9 класс

Чтобы произвести лексический разбор текста, надо найти в тексте: ключевые слова (словосочетания); слова, употребленные в переносном значении; синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные), омонимы; слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц. и др.); заимствованные слова, архаизмы, неологизмы (в том числе авторские); профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы; объяснить роль этих лексических явлений в тексте, их назначение, показать, что достигается благодаря их использованию; уточнить (обратившись к словарю) значение ряда слов; если слово многозначное, то определить, в каком значении оно употребляется в тексте; подобрать к ряду слов синонимы, составить синонимический ряд, показать, чем различаются слова-синонимы, объяснить целесообразность выбора автором именно данного слова; провести наблюдения над использованием в тексте лексического повтора (использованием одного и того же слова, однокоренных слов); особенно интересно обратить внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в разных значениях; показать, с помощью каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между предложениями, между абзацами (обратить внимание на роль однотематической лексики, лексического повтора, синонимов, антонимов (в том числе контекстуальных). Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. При анализе художественного текста следует указать средства художественной изобразительности, используемые автором, показать, как реализуются в тексте стилистические возможности лексических средств. Если анализируются тексты публицистического и художественного стилей, то план лексического разбора включает наблюдения над использованием лексических средств, с помощью которых автор выражает свое отношение, оценку (оценочная лексика, стилистически окрашенные слова, лексический повтор, синонимы, антонимы и др.). Анализируя особенности использования в художественном тексте ключевых слов, целесообразно привлечь более широкий контекст, показать, как употребляются эти слова в других произведениях писателя. Произвести полный лексический разбор текста невозможно, поэтому, когда мы говорим о лексическом разборе текста, то имеем в виду частичный лексический разбор. Упражнение 1. Запишите начало очерка «Радонежские травы», объясните орфограммы. Докажите, что отрывок является именно началом текста. В Подмосковье есть немало заветных городищ и урочищ, славных своим историческим прошлым. Одно из них – древний Радонеж, затерянный к северу от столицы... Насыпные земляные валы, заслонявшие «древян-град», и поныне глядятся внушительно. Можно представить, как сказочно благолепен возвышался Радонеж с его теремами, башнями и колоколенками, за двумя ярусами дубового тына, за пряслами и мощными крепостными воротами. Летом обвевался градец смолистым воздухом, пропитывался душмяными травами; зимой здесь сквозь алмазы и хрусталь сугробов все светилось покоем, а густой бас меди и сдержанный говорок посадников перемежались с похрустыванием деревьев, окоченевших на морозе. Пронеслись века. Ни детинца, ни посада не пощадил всепожирающий огонь давнего лихолетья. Лишь земляные валы, когда-то вздыбленные руками человека, хранят следы былого Радонежа. И живым приветом старины покажутся благовонные травы, произрастающие на этих валах... (А.Стрижев) 1. Произведите лексический разбор текста (см. Памятку). 2. Запишите толкования лексического значения слов: городище, урочище, лихолетье, прясло, тын , – используя предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым (обратитесь к словарю). 3. Подберите синонимы к словам: благолепный, благовонный, древний. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд? Для справок Городи'ще, -а, ср. Место, где в древности был город или укрепленное поселение. Раскопки городища. Лихоле'тье, -я, ср. (устар.). Время смут, бедствий. Пря'сло, -а, род. мн. -сел, ср. (обл.) 1. Изгородь из длинных жердей, протянутых между столбами, а также часть такой изгороди от столба до столба. П. на околице деревни. Тын, -а, м. (обл.). Забор, частокол (в старину оборонительное заграждение из врытых в землю заостренных бревен). (Из Толкового словаря русского языка) Проверьте себя! Работа по лексике как часть комплексного анализа текста. Упражнение 2. Запишите текст, объясните правописание глаголов. Самостоятельно сформулируйте задания, направленные на лексический разбор текста (см. Памятку). Выполните эти задания. Как дрогнет сердце натуралиста, как отзовется терпкой болью воспоминаний, когда сорвешь стебелек душицы! Вдохнешь3, и всего пронижет потрясающий запах. Одни стебельки душицы отцвели, другие розовеют, молодея августовскими2 днями. Может быть7, душица и была лучшей заваркой до знакомства на Руси с привозным6 чаем4? Может быть, хотя с нею могли соперничать мята, зверобой, липовый цвет, богородская трава – чабрец... (А.Стрижев) ПОЖАЛУЙСТА, ОЧЕНЬ ПРОШУ!!!

Азалия 09 сент. 2018 г., 16:33:11 (5 лет назад)
Рейтинг
+ 0 -
0 Жалоба
Ваш ответ будет первым =)
Ответить

Другие вопросы из категории

Почему нужно читать художественную литературу

Мини сочинение на тему : Почему нужно читать художественную литературу. Буквально 12 - 15 предложений хватит за глаза

5-9 класс литература ответов нет
..

Характеристики главных героев в рассказе "Следопыт" Ф. Купер

5-9 класс литература ответов нет
..

Характеристики главных героев в рассказе "Следопыт" Ф. Купер

5-9 класс литература ответов нет
..

Характеристики главных героев в рассказе "Следопыт" Ф. Купер

5-9 класс литература ответов нет
Бегущая по волнам

проблема романа

Читайте также

Анализ стихотворения Анчар по плану:

1.Лексический строй текста.
2.Особенности поэтического синтекса
3.Изобразительные средства
4.Приемы звукописи
5Смысл названия стихотворения

Ребят..помогите,пожалуйста.. Буду очень благодарна. Отдам все баллы.У меня такое задание: выпиши из текста 2-3 примера использования

изобразительно-выразительных средств.
Текст:
"Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою. Страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря, между гробов, заросших высокою травою, и в темных переходах келий. Там, опершись на развалинах гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных,
- стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет. Иногда вхожу в келий и представляю себе тех, которые в них жили,- печальные картины!"

Помогите сделать план к тексту " Какая бывает роса на траве" (А.И.Куприн) Раннее весеннее утро - прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на

востоке, там, откуда сейчас выплывает в огненном зареве солнце, еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, брильянты крупной росы. Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшими редким кустарником, еще лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, не видные глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила, и кажется, будто она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.

нужно описание Скалозуба ( горе от ума). описание словами из самого текста, что бы эти слова как-то характеризовали его. можно слова его самого о себе или

слова какого-то другого героя. эти слова нужно записать как в тексте в кавычках и рядом в скобках написать действие и главу из которой взята эта цитата.



Вы находитесь на странице вопроса "Лексический разбор текста "Радонежские травы" А. Стрижова", категории "литература". Данный вопрос относится к разделу "5-9" классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "литература". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.