анализ стихотворения рубцова старая дорога
5-9 класс
|
1. Стихотворение «Старая дорога».
Все облака над ней,
все облака…
В пыли веков мгновенны и незримы,
Идут по ней, как прежде, пилигримы,
И машет им прощальная рука.
Навстречу им июльские деньки
Идут в нетленной синенькой рубашке,
По сторонам – качаются ромашки,
И звон звенит во все свои звонки,
И в тень зовут росистые леса…
Как царь любил богатые чертоги,
Так полюбил я древние дороги
И голубые
вечности глаза!
То полусгнивший встретится овин,
То хуторок с позеленевшей крышей,
Где дремлет пыль и обитают мыши
Да нелюдимый филин – властелин.
То по холмам, как три богатыря,
Еще порой проскачут верховые,
И снова – глушь, забывчивость, заря,
Все пыль, все пыль да знаки верстовые…
Здесь каждый славен –
мертвый и живой!
И оттого, в любви своей не каясь,
Душа, как лист, звенит, перекликаясь
Со всей звенящей солнечной листвой,
Перекликаясь с теми, кто прошел,
Перекликаясь с теми, кто проходит…
Здесь русский дух в веках произошел,
И ничего на ней не происходит.
Но этот дух пройдет через века!
И пусть травой покроется дорога,
И пусть над ней, печальные немного,
Плывут, плывут, как мысли, облака…
В этом стихотворении можно выделить несколько пластов. Первый – конкретный и реальный. Это описание дороги, окруженной лесами, с ее пылью и верстовыми знаками, травой и ромашками по обочинам. Вдали видны полусгнивший овин и хуторок с позеленевшей крышей, три холма. Точно указано время – знойный июль.
Второй пласт – человек, лирический герой, шагающий по этой дороге: «так полюбил я древние дороги». Поэт передает внутреннее состояние своего героя: «И оттого, в любви своей не каясь, / Душа, как лист, звенит, перекликаясь/ Со всей звенящей солнечной листвой». Человек шагает по пыльной дороге, но ему хорошо. Он ощущает себя частью окружающего мира, он видит филина, избы вдалеке, может насладиться прохладой леса и красотой ромашек. Ему хорошо, пока он идет. Но ведь он идет один! И куда он идет? И от чего уходит? Не потому ли мысли его все-таки печальны?! И не ему ли махала «прощальная рука»?
Третий пласт – философский, если можно так сказать. Раздвигается пространство и время. Дорожная пыль превращается в пыль веков. Появляются образы пилигримов и скачущих всадников, и русский дух. Интересно, что слово «пилигрим» имеет два значения:
1)странник, путешественник; 2)странствующий богомолец, паломник.
Видимо неслучайно в стихотворении присутствует, пожалуй, только один звук – звон: «и зной звенит во все свои звонки» (прием аллитерация), «душа звенит». У читателя невольно идет ассоциация с колокольным звоном.
Начинается и заканчивается стихотворение одной и той же картинкой – плывущими по небу облаками. Это тоже многозначный образ. Все в нашей жизни призрачно, изменчиво, непостоянно, и вместе с тем легко, прекрасно и проходящее. Облака – символ вечной природы. Как и дорога – «старая дорога» (именно этот образ вынесен в название стихотворения), много повидавшая на своем веку, бесконечная. Да и у июльских деньков «нетленная» синенькая рубашка.
Рубцов в этом стихотворении часто использует прием олицетворения. Создается впечатление движения и смены картинок: июльские деньки идут, ромашки качаются, росистые леса зовут, облака плывут. Все глаголы стоят в настоящем времени, подчеркивая сиюминутность впечатлений.
Другие вопросы из категории
Читайте также
Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!
Бывает, что пыльный мальчишка
За гостем приезжим по следу
В дорогу торопится слишком:
- Я тоже отсюда уеду!
Среди удивленных девчонок
Храбрится, едва из пеленок:
- Ну что по провинции шляться?
В столицу пора отправляться!
Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу...
По следующему плану:
1) Какова тема стихотворения?
2) Основная мысль стихотворения
3) Основные части стихотворения
4) Особенности организации текста:
а) количество строф
б) какая рифма
в) средства выразительности: эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения
Помогите пожалуйста очень прошу! Завтра литература!
3)Изобразительно выразительные средства (Эпитеты сравнения, метафоры и т.д.) и для чего используются.
4)Синтаксис и пунктуация предложений
5)Звукопись
6)Рифма, ритм, размер
7)Выводы
Анализ стихотворения:
1) В.Лебедева-Кумача:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,-
Идет война народная,
Священная война!
Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они - за царство тьмы.
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!
Острова свои обогреваем
Захлебнулось поле и болото
Дождевой водою — дождались!
Прозябаньем, бедностью, дремотой
Всё объято — впадины и высь!
Ночь придёт — родимая окрестность,
Словно в омут, канет в темноту!
Темнота, забытость, неизвестность
У ворот, как стража на посту.
По воде, качаясь, по болотам
Бор скрипучий движется, как флот!
Как же мы, отставшие от флота,
Коротаем осень меж болот?
Острова свои обогреваем
И живём без лишнего добра,
Да всегда с огнём и урожаем,
С колыбельным пеньем до утра...
Не кричи так жалобно, кукушка,
Над водой, над стужею дорог!
Мать России целой — деревушка,
Может быть, вот этот уголок...
1 вопрос: Найдите строки в которых выражен основной смысл.
2 вопрос: Как заглавие стиха связано с общим смыслом произведения.
3 вопрос. Объясните смысл и стилистическую окраску след. слов: прозябать, объять, кануть, забытость, коротать.
4 вопрос: Первая строфа. Повторение какого звука создает звуковой образ льющейся воды. Назовите средство выразительности.
5 вопрос: Тропы и фигуры Объясните их функции в данном тексте. Найдите примеры градаций. Объясните по какому признаку располагаются слова. Какую выразительную роль они играют.
6 вопрос: Найдите слова, которые передают состояние природы и души лирического героя, какому времени года соответствует это состояние?
2) Взгляды, убеждения
3) Состояние автора , который писал этот стих или героя этого стиха
СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО !!!
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ " АНЧАР " ПО ПЛАНУ , ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ !!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО , А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ
УСПЕВАЮ !!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И , ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ !!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА !!!
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит -
И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес - и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.