Помогите определить тему, основную мысль и построение стихотворения "Редеет облаков летучая гряда"
5-9 класс
|
1. "Редеет облаков летучая гряда... ".
Стихотворение названо в одном автографе – "Таврическая звезда", в другом – "Эпиграмма во вкусе древних". Написано в Каменке, Киевском имении братьев Давыдовых, у которых Пушкин гостил с ноября 1820 г. по февраль 1821 г. В элегии отражены гурзуфские впечатления поэта. Она посвящена, по-видимому, одной из дочерей генерала Раевского. "Признаюсь, одной мыслию этой женщины, – писал Пушкин, – дорожу я более, чем мнениями всех журналов на свете и всей нашей публики" (письмо к А. А. Бестужеву от 29 июня 1824 г.) . Поэт негодовал, что Бестужев напечатал три последних стиха этой элегии, в которых говорится о любимой им женщине.
2. Элегия «Редеет облаков летучая гряда… » написана А. С. Пушкиным в самом начале южной ссылки: летом 1820 года. Жестокая воля царя вырвала поэта из привычного и близкого круга друзей, отправила в глушь южной степи, обрекла на негласный полицейский надзор. Но случилось так, что проезжавший на юг с семьей генерал Н. Н. Раевский, герой Отечественной войны 1812 года, предложил поэту, заболевшему лихорадкой, присоединиться к их путешествию по Черноморскому побережью Крыма с длительной остановкой в Гурзуфе.
Три счастливые недели Пушкин провел среди дружного семейства Раевских. Каждое утро поэт по крутым каменистым склонам спускался к морю наслаждаться свежестью утра и жадно вдыхать запах моря. Об этом он впоследствии рассказал в письме к брату (из Кишинева, 24 сентября 1820 года) : «Суди, был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь в кругу милого семейства: жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался, – счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение, – горы, сады, море… » Здесь поэт пережил первое в своей жизни глубокое чувство к одной из дочерей генерала Раевского. Есть основания думать, что это была младшая – Мария. (Впоследствии она вышла замуж за декабриста Сергея Волконского и последовала за мужем в ссылку. )
В элегии «Редеет облаков летучая гряда… » есть строка, в которой говорится, что юная девушка среди светил южного неба ищет дорогую поэту звезду и называет подругам эту звезду своим именем:
И дева юная во мгле тебя искала
И именем своим подругам называла.
Литературоведы доискались, что в далекой старине, в средние века, планету Венеру, ярко горящую в небе, называли «звездою Марии» . А может быть, уважая тайну поэта, не надо гадать, к кому обращено стихотворение – к Марии или ее сестре Екатерине? Важно другое: поэт заставляет читателя вместе с лирическим героем пережить и эту тихую ночь с одинокой яркой звездой, и тоску любящего сердца в разлуке…
Другие вопросы из категории
Читайте также
1.автор название стихотворения.
2.история создания стихотворения
3.тема (о чем?)
4. идея,основная мысль стихотворения (что хотел сказать автор)
5. художественные образы стихотворения
6.какими художественными средствами раскрывается тема , основная мысль ,или идея стихотворения ,рисуются образы(анализ использованных тропов и фигур речи ).
7.композиция стихотворения (анализ строф рифм размеров)
8.образ лирического героя.
ДАМ 49 БАЛЛОВ
Надо:
определить тему (основную мысль) произведения А.К.Дойла "Голубой карбункул"
Синий цвет, небесный свет,
Неба синего привет,
Первозданный, неземной
С детства светит надо мной.
И теперь, когда остыл
Сердца опытного пыл,
В верности пред синевой
Отвергаю цвет иной.
Я в глазах любви ловлю
Синь, которую люблю,
Светлым облаком чудес
В мир сошедшую с небес.
И мечту земных забот
Синь заветная зовёт,
Чтоб любовь сияла там
С синим светом пополам.
Вместо слёз родных - на прах
На моих похоронах
Неба синего роса
На мои сойдёт глаза.
Жизнь, сгоревшую дотла,
Жертвенная скроет мгла,
И оставит лёгкий след
В синем небе синий цвет.
(Перевод Михаила Дудина)
Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины;
Люблю твой слабый свет в небесной вышине:
Он думы разбудил, уснувшие во мне.
Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило,
Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.
Там некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил задумчивую лень,
Когда на хижины сходила ночи тень —
И дева юная во мгле тебя искала
И именем своим подругам называла.
План:
1. Определить настроение стихотворения. Отметить изменение настроения.
2. Разделить на части.
3. Найти два лирически образа.
4. К каждому образу из текста выписать слова.
5. Составить ассоциативные ряды.
6. Сделать выводы о развитии эмоций в стихотворении.
7. Найти и выписать выразительные средства языка.
Заранее спасибо за развёрнутый ответ!!!